Кепка академика


Кепка академика

Трехгорный – один из самых молодых городов Челябинской области. В 2017 году ему исполнилось 65 лет. Городской историко-художественный музей чуть младше – ему исполнилось полвека.

Он был создан на базе  краеведческого кружка Дома пионеров, где собирались первые экспонаты и открывались первые выставки городского музея. Его официальное оформление произошло в начале 1990-х годов, когда музей получил статус учреждения культуры. Его открытие состоялось в сложный для России момент – 1 октября 1993 года.

Сегодня в фондах музея хранится более 30 тысяч экспонатов, а в экспозиции можно увидеть коллекцию минералов, ископаемых останков древних животных (бизона и мамонта), узнать историю Аркаима и горных заводов Южного Урала, но основное внимание, конечно, уделяется истории Трехгорного.

Письмо Володина

Константин Арсеньевич Володин был руководителем строительства завода по выпуску ядерных боеприпасов и самого города. Он же стал первым директором предприятия, которым руководил до 1963 года. Под его руководством в 1955 году была выпущена первая продукция – ядерная авиационная бомба «Татьяна». На пенсии он жил в Подольске, откуда и написал в феврале 1967 года письмо в Златоуст-20 (как тогда назывался город) Георгию Николаевичу Денисову, занимавшемуся сбором материалов для будущего музея:

«Ваше письмо прибавляет жизни, дает бодрость, это Вы прекрасно поймете, когда будете на пенсии… В настоящее время занимаюсь общественной работой, так что день понемногу заполняется и работа очень разнообразная. Выполню обязанности депутата горсовета и отдельные поручения, связанные с депутатскими обязанностями…

Теперь в части Ваших просьб. …По существу жизнь прошла на виду Вашего коллектива, добавить, как говорится, нечего, да и материала личного никакого нет.

Второй вопрос расположения отделов музея… Нужно стремиться меньше писать, больше класть предметы материальные и фотографии. В части предприятия помещение музея может быть разбить по этапам… В каждом этапе отобразить, что, чем, на чем, в каких зданиях, люди, какие трудности пережил коллектив…»

О начальной истории Трехгорного свидетельствуют экспонаты музея. В экспозиции есть деревянная доска с надписью, сделанной заключенным Константином Громовым в 1955 году во время строительства местной школы: «Товарищи, кто будет ломать этот дом и потолок, то вспомните зэка делали эту школу в 1955 году. Писал эту ксиву Громов Костя. Срок 18 лет… 7 августа 55 года». И того же автора: «Можот будут и учитцо мои дети. Рождения я 1929 года. Сидел 8 лет календарных, а тут амнистия скинула 9 лет. Родом г. Вологда. Ул. Герцена. Остаюсь здесь жить. 55 год. 7 августа». Об условиях жизни может свидетельствовать самодельный парусиновый ботинок из брезента на деревянной подошве.

Кепка Курчатова

Приборостроительный завод в Трехгорном появился благодаря советскому Атомному проекту, во главе которого стоял академик Игорь Васильевич Курчатов. В Челябинской области сформировался полный цикл производства атомного оружия: в 1948 году в Озерске был запущен первый промышленный реактор для производства оружейного плутония, в 1952 году начинается строительство завода по серийному выпуску боеприпасов, а затем в 1955 году основывается институт (будущий Снежинск) по разработке ядерного оружия.

Поэтому кепка Курчатова в музее г. Трехгорного – неслучайный экспонат. Ее передал сюда в 1972 году секретарь ученого Дмитрий Семенович Переверзев. Он же был его личным фотографом. После смерти академика Д. С. Переверзев стал директором мемориального Дома-музея И. В. Курчатова в Москве, занимался увековечиванием памяти ученого.

Неизвестно, бывал ли Игорь Васильевич Курчатов в Трехгорном, но его детство прошло недалеко от этих мест. Он родился  8 января 1903 года в Симском заводе Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне г. Сим Челябинской области) в семье землемера.

Бочка цемента

Есть в музее необычный экспонат – бочка с цементом. На ней оригинальная этикетка с надписью «Князя К. Э. Белосельского-Белозерского портланд-цемент “Катав”». Портландцемент – это гидравлическое вяжущее вещество, получаемое путем совместного помола цементного клинкера, гипса и добавок, в составе которого преобладают силикаты кальция. Впервые он был получен французом Луи Вика в 1840 году и с тех пор является самым популярным видом цемента.

Его производством на Южном Урале занимался князь и генерал-лейтенант Константин Эсперович Белосельский-Белозерский, владевший Катавскими заводами. Еще в XIX веке в окрестностях Катав-Ивановского завода у горы Веселовка была обнаружена осадочная горная порода глинисто-карбонатного состава – мергель, пригодная для производства портландцемента.

Идея о строительстве цементного завода возникла в начале XX века, когда металлургические предприятия Белосельских-Белозерских фактически остановились. В апреле 1914 года Катав-Ивановский цементный завод выдал свою первую продукцию.

Катавский болид

Есть в экспозиции предмет, подписанный скупо – метеорит. Этот экспонат еще требует изучения, он, возможно, является фрагментом известного метеорита, падение которого наблюдали местные жители 9 апреля 1941 года.

В тот день жители окрестных населенных пунктов – деревень Минка, Вергаза, Верхня Лука, Владыкино и Усть-Катава видели, как по небу стремительно летел огненный шар. Утреннее небо (было пять часов) озарилось сильным светом, раздались раскаты грома и грохот, напоминавший «мчавшийся на всех парах паровоз».

Через несколько дней в Катав-Ивановске получили телеграмму от председателя Комитета по метеоритам Академии наук СССР академика В. И. Вернадского: «…Комитет просит всех очевидцев этого явления сообщить ему все замеченные ими подробности явления. Особенно важно указать, в какой стороне наблюдалось освещение и был слышен гул, и если наблюдался полет болида (огненного шара) – то направление его полета. Эти сведения помогут определить место, где упал метеорит. В случае же, если метеорит найден, необходимо тщательно сохранить все его осколки и немедленно сообщить об этом Комитету. На место находки выедет научный сотрудник, а нашедшему метеорит будет выдана денежная премия».

Следы небесного тела обнаружили близ села Орловка в 20 километрах западнее Катава. К месту выехал работник райисполкома, который увидел там мелкие частицы серого цвета и растаявший под ними снег. В районе села Тюбеляс также зафиксировали находки: «…колхозник Хрущев обнаружил яму глубиной примерно 1,5 м. На дне ее, а также около ямы, найдены обломки неизвестного вещества серо-бурого цвета, напоминающие куски шлака… Найденные куски неизвестного вещества отправлены для анализа в лабораторию Катавского завода». Однако вскоре началась война и о метеорите забыли.

Николай Антипин,

кандидат исторических наук, заместитель директора ОГАЧО