По документам личного фонда Константина Николаевича Свидерского, хранящегося в Объединенном государственном архиве Челябинской области, можно проследить не только биографию этого замечательного оперного артиста и общественного деятеля, но и целую эпоху в театральной истории России и Советского Союза. 18 мая 2024 года Константину Свидерскому исполняется 145 лет. Его красивый голос звучал на оперных сценах Петербурга-Ленинграда, Москвы, Свердловска, Казани, Симферополя, Ашхабада, и конечно, Челябинска.
Сам Константин Николаевич рассказывает о себе, что родился он в маленьком городке под Черниговом, в семье чиновника. Здесь в его сердце вошла музыка и покорила навсегда. Когда ему было лет 12, он в Полтаве впервые услышал оперу. Это был «Демон» Рубинштейна. Мелодия ошеломила его. Он забирался подальше от людей и пел монолог Демона: «Проклятый мир, презренный мир!».
Через несколько лет, когда Константин Свидерский учился в Петербурге, в Михайловском артиллерийском училище, он часто пел в домашних концертах в семьях своих товарищей. Однажды его услышал студент консерватории и спросил, где он учился.
- Нигде.
- У вас чудесный тембр голоса. Я свезу вас к нашему преподавателю.
В консерваторию Свидерского приняли по распоряжению ее директора, профессора, известного композитора Александра Константиновича Глазунова. Студент своими певческими способностями восхищал преподавателей. По окончании консерватории профессор Чупрынников дарит ему свою фотографию с надписью: «Чудесному баритону, моему славному ученику на добрую память».
Дебютом Константина Свидерского на сцене оперы народного дома в Петербурге была партия Елецкого в «Пиковой даме», а позднее – и партия Онегина в «Евгении Онегине».
Одна из петербургский газет в 1912 году писала о Свидерском, что он обладает сильным и приятным тембром голоса. Заслужить признание тогдашней прессы, когда в столице России было предостаточно разных артистов, дорогого стоило.
В начале XX века Свидерский много выступал на сценах Петербурга, даже давал благотворительные концерты. В его фонде сохранилась вырезка из старой газеты, где упоминается, что он участвовал в концерте, средства от которого пошли в пользу славянского общества. А когда его в 1914 году, во время Первой мировой войны, призвали в армию, он организовал в Пскове, где находился штаб русской армии, театр для раненых и выздоравливающих солдат.
После революции в 1923 году Константин Свидерский, уже известный певец, приезжает в Екатеринбург и выступает там. Один из челябинцев вспоминал, что слушал Константина Свидерского в опере «Кармен»: «Это был сказочный Эскамилью!». Пел Константин Николаевич Валентина в «Фаусте», Жермона в «Травиате», Руслана в «Руслане и Людмиле», Онегина в «Евгении Онегине», партию Демона, так поразившего его в детстве.
В 1923 году Константин Свидерский впервые побывал с концертом в Челябинске. В газете «Советская правда» была опубликована заметка о приезде известного баритона Свидерского.
Сам Константин Николаевич вспоминал, что выступал в драмтеатре и в железнодорожном клубе. Помещение было холодное, пели почти без декораций.
В 1920-е годы Свидерский много ездит с гастролями по Уралу, руководит концертной бригадой. В фонде сохранились документы о благотворительных концертах в пользу детских приютов. Часто он выступал не только как певец, но и как режиссер-постановщик спектаклей.
В 1936 году Константин Николаевич снова приехал в Челябинск и остался здесь навсегда. Работал на радио, пел прямо у микрофона в прямом эфире, выступал в филармонии, во время Великой Отечественной войны пел в театре оперетты. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Когда в 1956 году в Челябинске появился театр оперы и балета, Свидерский стал одним из первых актеров. Несмотря на преклонный возраст, он по-прежнему был востребован зрителем. Труппе молодого театра он подарил свои дорогие реликвии: лорнет Онегина, шпоры Томского, браслеты и кольца Амонасро из оперы «Аида».
В Челябинске К.Н. Свидерский стал еще и педагогом. В конце 1930-х годов он начал преподавать музыку в педагогическом училище, где с перерывом на военное время проработал 15 лет. В училище он был первым руководителем музыкального отделения, подготовил не один выпуск преподавателей музыки. Много лет щедро отдавал свои творческие силы художественной самодеятельности – руководил хоровыми коллективами города, консультировал. Одно время возглавлял городской комитет профсоюзов учителей. Все, кто его знал, вспоминают о Константине Николаевиче как о человеке большого сердца, добром и отзывчивом, справедливом и кристально честном. Только в 77 лет Свидерский ушел на пенсию, но музыка в его жизни осталась. Его можно было видеть на спектаклях в оперном театре, на концертах в филармонии. Музыкальная общественность Челябинска в 1969 году отметила 90-летие К.Н. Свидерского. Говорят, его квартира была буквально завалена цветами, его поздравляли все: от соседей по дому на улице Артиллерийской до председателя Тракторозаводского райисполкома Василия Васильевича Гусева, который пришел к нему домой с букетом цветов.
Актера не стало в 1973 году, он прожил долгую, наполненную музыкой и творчеством жизнь.
Елена Рохацевич
Фото из фонда К.Н. Свидерского