В сложных условиях оформлялось пионерское движение в сельской местности. Деревня к середине 1920-х годов еще не совсем оправилась от последствий войн, политики военного коммунизма, голода. Жизнь по старинке, традиционно, страх всего нового сказался и в отношении к пионерской организации, тем более что в неё вовлекались дети, которые в крестьянских семьях были помощниками по хозяйству, работниками, добытчиками дополнительных финансовых средств. Таким образом, одна из главных преград на пути продвижения пионерской организации в деревню коренилась в самой крестьянской природе, в крестьянском менталитете, в нежелании принятия нововведений. Запись в пионерские отряды, считали крестьяне, – это праздное времяпрепровождение, не дающее никакой пользы.
Комсомол – куратор пионерского движения – предлагал решать проблему организации пионерских отрядов на селе путем шефства городских отрядов над деревенскими. Так, 13 февраля 1925 года в Челябинске состоялось совещание руководителей пионерских организаций Жележнодорожного, Городского районов Челябинска и Копейска в составе Волкова, Бревнова, Рачкова и Сорокина. В повестке – обсуждение материала Центрального бюро юных пионеров о шефстве городских отрядов над деревенскими. Совещание решило прикрепить к Городскому району пионеротряды сел: Першино, Еткуль, Кременкуль, Каштак, Казанцево, Заварухино и Долгодеревенского. К Железнодорожному району были прикреплены пионеротряды из Полетаево, Медведевки, Сухомесово, Смолино и Коновалово. К Копейскому району прикрепили пионеротряды Фатеевки, Севостьяново, Петровки, Тугойкуля, Дударево и села Голубое. В качестве шефской помощи предполагалось изучить быт деревенских детей, выезжать со спектаклями воспитательного характера, разъяснять взрослым и детям задачи и работу пионеров, распространять книги и газеты, организовывать пионерские отряды[1].
Конечно, самостоятельно деревенские дети, впрочем, как и городские, организоваться в пионерские отряды были не в состоянии. Своеобразным проводником между кураторами пионердвижения и детьми стала фигура пионервожатого. Это были активные комсомольцы или молодые педагоги. Недаром через десятилетия бывшие пионеры тепло вспоминали о своих вожатых. Вот что пишет Мария Рыкова (Баклунина), пионерка конца 1920-х годов: «Разве можно забыть таких пионервожатых, как Таня Пашнина, Петя Никитин, Илья Мельников, Гриша Богуш, Таня Шумова, Ваня Ледовских, Ваня Баклунин, Саша Сычев, Вася Кузнецов и многих других комсомольцев, которые так много уделяли внимания нам, пионерам»[2].
К пионервожатым в то время предъявляли высокие требования. Он должен был быть политически подкован, начитан, эмоционально выдержан, физически развит. Именно на пионервожатого падала основная нагрузка по продвижению пионерии в деревню.
Вот что вспоминает ветеран комсомола, член ВЛКСМ с 1924 года, член ВКП(б) с 1928 года Анна Владимировна Иванова[3], направленная по путевке комсомола в село Бродокалмак Челябинского округа в качестве председателя детского коммунистического отдела пионеров, о своей работе пионервожатой.
«Пионерская организация в то время в Бродокалмаке только укреплялась, росла. Одними из первых пионеров были Лиза и Маня Севастьяновы, Боря Ильиных, Рева Грачева, Володя Гаврилов, Володя Харчков и др. Период с 1929 по 1933 год в сельском хозяйстве был тяжелым: колхозы только создавались, происходило раскулачивание. Во всех кампаниях принимали активное участие молодежь и пионеры. Колхозы не были телефонизированы, кроме больших сельсоветов, а райкому партии и райисполкому ежедневно нужно было предоставлять сведения о ходе посевной кампании. И вот в райкоме комсомола возникло предложение организовать пионерскую эстафету по доставке сводок в район. Был разработан маршрут передвижения пионеров от колхоза к сельсовету и от сельсовета к райисполкому.
Пионеры ежедневно утром из колхоза в колхоз приносили сводку о посевной за день и доносили ее до райисполкома. Как сейчас помню, рано утром в 8-9 часов подходят два пионера – мальчик и девочка в пионерской форме: белая блузка, синяя юбочка или синие трусы на мальчике, с красным галстуком и красными флажками в руках и передают сведения в райисполком. Сейчас это мероприятие покажется незначительным, но в то время это было важно. Ведь пионеры высвободили большое количество лошадей, которых можно было использовать в полевых работах.
За организацию и проведение пионерской эстафеты нашему райкому комсомола и пионерской организации было вручено красное знамя окружкома комсомола, о чем сообщила газета „Челябинский рабочий“.
В 1930 году силами комсомольцев за околицей села Бродокалмак на берегу реки Течи был устроен пионерский лагерь на 40 человек. Инициатор этого интересного почина – Федя Кузнецов. Тогда ведь не было ни роскошных дач, ни поваров. Был деревянный амбар для кухни и продуктов. Ребята жили в палатках, постельные принадлежности привозили из дома. Лагерю выделили лошадь для подвоза воды и продуктов. Ребята сами готовили пищу и ели с удовольствием на свежем воздухе, постелив полог на траву. Руководителем лагеря был старший отряда Сеня Бердников, Зоя Меньшикова и др. В лагере разработали строгий режим дня и дисциплины, помогали колхозу в полевых работах, собирали колоски, пололи в полях, изучали винтовку, участвовали в кружке художественной самодеятельности»[4].
Уже к середине 1920-х годов появились постоянные летние пионерские лагеря в сельской местности, организованные для городских детей. Городские пионерские отряды, имевшие в своем арсенале более действенные формы и методы работы, задавали тон сельским отрядам, проводили совместные пионерские костры, вечера, концерты, спектакли, «живую газету» и т.д. Городские ребята включались в сельскохозяйственные кампании, трудились в хозяйстве вместе со своими сельскими сверстниками, дружно помогали крестьянам беднякам. Такая совместная деятельность была наиболее эффективной в работе с деревенским населением в идеологическом направлении, позволяла организовать «смычку» между городскими и сельскими пионерами.
Таким образом, к 1929 году пионерские отряды были организованы и активно действовали в Варламовском, Еткульском, Чудиновском, Катайском, Яланском, Кочердыкском, Усть-Уйском, Мишкинском, Воскресенском, Шумихинском, Щучанском, Миасском, Бродокалмакском, Челяб-сельском, Копейском, Долговском районах[5].
На территории части сельских районов компактно проживало нерусское население – башкиры, татары, мишари; в таких деревнях оказалось еще больше сложностей с организацией пионерских отрядов и даже с организацией школьного образования. Как преодолеть крестьянский, национальный консерватизм, не отпугнуть деревенских детей и их родителей от новой организации? Здесь необходим был особый подход и национальные кадры, знающие местные обычаи, национальный язык и идеологически подкованные. О трудностях и радостях организации пионерского движения в национальном Аргаяшском кантоне вспоминает одна из первых пионервожатых Фатима Мулагалеевна Терегулова[6]:
«После окончания в 1925 году Башкирского педагогического техникума в Уфе, я, комсомолка, с путевкой Наркомпроса отправилась в качестве учительницы в самый отдаленный Аргаяшский кантон, в деревню Мухаметкулуево[7]. К 8-й годовщине Великого Октября необходимо было организовать пионерский отряд, подготовить ребят к торжественному обещанию пионеров. Мне вспоминается, что в очень тяжелых условиях организовывался пионерский отряд. В то время в башкирской деревне Мухаметкулуево царила сплошная неграмотность, темнота, экономическая отсталость. Крестьяне работали в одиночку. Они пользовались старыми орудиями, землю обрабатывали сохой, плугом, хлеб убирали серпом, молотили цепями. Тракторов, комбайнов не было, тягловой силой служили лошади.
Несмотря на то, что Мухаметкулуево было центром волости, здесь не было ни клуба, ни кинотеатра, ни радио, ни фотографов, ни электричества. Даже не было специального теплого, светлого дома для школы. Здание школы состояло всего лишь из двух комнат. Всем ученикам мест не хватало, и некоторые учащиеся сидели на дощечках, положенных между партами. В школе не было лампочки Ильича, а горела керосиновая лампа. Если случайно стекло керосиновой лампы разбивалось, то купить его было негде, поэтому учащиеся берегли лампу.
30 августа 1925 года на первом собрании родителей я говорила, что все дети – мальчики и девочки, должны учиться. Все взрослые люди должны ликвидировать свою неграмотность, так учил В. И. Ленин. К весне 1926 года надо начать привозить стройматериалы и построить новую школу (так и было). Мулла и богатеи были против этого. Классовый враг не дремал. Они подговорили своих прислужников, чтобы те громко кричали: «Не слушайте их, школа хочет отобрать у родителей девочек. Девочкам с мальчиками учиться нельзя, пионерами быть грех». После чего я целых три недели ходила по домам из юрты в юрту и индивидуально беседовала о значении победы Великой Октябрьской социалистической революции, о раскрепощении женщин, о Ленине, о значении учебы и т.д. Говорила, что к 15-й годовщине Октября село будет красивое, всё будет новое, будут трактора, комбайны и машины, будут новые больницы, в школах будет гореть лампочка Ильича.
Я сумела убедить всех бедняков. У кого имелись дети и девочки, пришли в школу не только записаться учиться, но и записались в пионеры. Всего в пионеры записались 48 человек. По плану в определенное время собрались в школу, готовили концерт к 8-й годовщине Великого Октября и к 6 ноября 1925 года готовились дать торжественное обещание.
20 сентября состоялся первый сбор отряда. Всех записавшихся распределили на четыре звена и выделили звеньевых вожатых. На этом сборе выбрали редколлегию стенгазеты пионерского отряда, редактором избрали Кучукова Тайфура Фатыховича (ныне работает редактором в Башкирском радиокомитете). Газете дали название «Смена смене». Разучивали песни. Песня организовывала и сплачивала детей, отражала их чувства и переживания. Пели песни пионерские, революционные, в первую очередь выучили „Интернационал“.
6 ноября 1925 года пионерский отряд дает торжественное обещание. Были в то время свои законы и обычаи пионеров. Пионеры давали клятву быть верными заветам Ленина, красному знамени, пионерским законам. Отряду вручили красное знамя с надписью «Пионер, в борьбе за рабочее дело, будь готов». Я завязала красные галстуки. Вот в таких условиях организовывался пионерский отряд. После приема в пионеры началась кипучая работа отряда.
Помню, как в отряде была объявлена «Неделя чистоты». Пионерам дали такие задание: «Чей двор чистый», «Чей дом чистый», «Каждому пионеру – отдельное полотенце», «Каждому – отдельная зубная щетка», «Волосы держать в чистоте», «В общественных местах не грызть семечки». «Неделя чистоты» прошла хорошо.
В 1925 году объявили поход за ликвидацию неграмотности. 40 пионеров прикрепили к неграмотным взрослым, и они их обучали читать и писать. К концу учебного года 150 человек взрослого населения научились читать и писать.
Пионеры в каждой семье распространяли газеты.
Организовали субботник у старика Кучукова. Во время субботника не знали усталости. Убрали урожай на его участке. Он от радости сделал отряду самодельный барабан.
В декабре ребята позаботились о пернатых, сделали для них четыре кормушки и прикрепили их на деревья. Птица прилетали в холодную зиму подкормиться. Дети следили за этим и радовались. Проходя мимо, взрослые говорили: «Это сделали пионеры!»
Пионеры помогали отстающим в учебе и в дисциплине. В результате пионерский отряд стал во всём примером для помощи старшим. Вот почему Мухаметкулуевский пионерский отряд являлся ядром, примером для организации пионерских отрядов в кантонном масштабе»[8].
Большой рост пионерской организации на Южном Урале в 1920-е годы свидетельствует о том, что взрослые кураторы пионерского движения нашли для подростков пути и способы реализовать их общественную активность, вовлечь в работу, отвечающую их интересам. Пионерские отряды стали играть одну из главных ролей в идеологическом воспитании юного поколения в духе строительства коммунистического общества.
Елена Рохацевич
Фото из фондов ОГАЧО
[1] Воспоминания написаны в 1966 г. для музея комсомольской славы «Орленок». А.В.Иванова – общественный и партийный деятель, в 1920-е гг. – на комсомольской работе, пионервожатая, с 1934 по 1936 гг. сотрудник Областной детской комиссии при Челябинском облисполкоме, с 1937 г. инструктор райкома партии в Буткинском и Еланском районах Свердловской области. С 1946 г. начальник отдела кадров Обллегпрома, в 1955-1960 гг. - помощник директора по воспитательной работе Челябинской профтехшколы швейников Областного управления легкой промышленности. Член Челябинского городского совета ветеранов комсомольского и пионерского движения.
[2] ОГАЧО. Ф. П-695. Оп. 3. Д. 224. Л. 5.
[3] ОГАЧО. Ф. П-695. Оп. 3. Д. 93. Л. 1.
[4]ОГАЧО. Ф. П-695. Оп. 3. Д. 93. Л. 3-4.
[5] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 492. Л. 10.
[6]Воспоминания написаны в 1968 г. для музея комсомольской славы «Орленок». Ф. М. Терегулова – учитель, пионервожатая, директор Мухаметкулуевской школы в 1925-1929 гг. Вела большую общественную работу в качестве комсомольского организатора, избиралась секретарем ячейки комсомола, замсекретаря волостного комитета ВЛКСМ. В 1926 году постановлением Аргаяшского канткома ВКП(б) как лучшего педагога и опытного пионервожатого перевели в аппарат Аргаяшского канткома комсомола в качестве инструктора кантбюро юных пионеров. Готовила пионервожатых на курсах. Избиралась членом пленума Аргаяшского канткома комсомола. С 3 марта 1928 года член ВКП(б). Работала также в Карталах, в Уфе. 40 лет трудового стажа. Из них около 20 лет работала в аппарате райкома КПСС, ГК КПСС, лектором обкома партии по научному атеизму. Персональный пенсионер.
[7] Мухаметкулуево – ныне село Кулуево Аргаяшского района.
[8] ОГАЧО. Ф. П-695. Оп. 3. Д. 264. Л. 3-5.