К 100-летию пионерии Пионерское движение в Челябинске. Начало


К 100-летию пионерии  Пионерское движение в Челябинске. Начало

19 мая 2022 года – день рождения пионерской организации, в рядах которой состоял каждый юный гражданин СССР. Ныне старшее поколение россиян ностальгически вспоминает пионерскую организацию как счастливое время детства. Сайт Объединенного государственного архива Челябинской области начинает серию публикаций, посвященный пионерии Южного Урала.

Днем рождения пионерской организации в Челябинске следует считать 3 февраля 1923 года[1]. Именно в этот день Железнодорожный райком РКСМ Челябинска создал дружину юных пионеров имени Спартака, положив начало пионерскому движению. Руководителем отряда стал комсомолец Павел Волков. В феврале-марте 1923 года по инициативе комсомольцев появляются пионерские отряды при челябинских предприятиях и детских домах. Их организаторы – комсомольцы и молодые коммунисты: А. Аникеев, П. Волков, С. Дьяконов, А. Королёв, В. Седова, П. Самохвалов. Расскажем о некоторых из создателей пионерской организации в Челябинске.

Павел Тимофеевич Волков родился 25 февраля 1905 года. В комсомол вступил в январе 1920 года и сразу же записался в Красную армию. Воевал на Южном Гражданской войны. После окончания совпартшколы в 1923 году руководил политпросветом в Челябинске. В этом же году назначен вожатым 1-й пионерской дружины Железнодорожного райкома РКСМ, затем –  инструктор райкома РКСМ и председатель окружного бюро юных пионеров. В начале 1927 года отозван в Свердловск, работал заместителем председателя Уральского бюро юных пионеров, позднее – редактором газеты «Всходы коммуны» и журнала «Техника – смене». 

После окончания областных курсов марксизма-ленинизма в 1937 году работал в обкоме Свердловской области инструктором, завсектором печати, директором издательства «Уральский рабочий». С 1942 по 1966 год – начальник областного управления издательств, полиграфии и книжной торговли, с 1965 года – персональный пенсионер республиканского значения. Много писал о пионерской работе в уральских газетах. Почетный пионер Челябинской области, награжден орденом «За боевые заслуги», медалями, памятными знаками[2].

 Александр Николаевич Аникеев [10(23).06.1903, с. Емуртлинское Тюменской области –  19.05.1988, Челябинск]. Окончил Челябинскую совпартшколу (1922). В 1924—1927 годах был секретарем Челябинского окружкома РКСМ. Избирался делегатом VII съезда комсомола (1926). Создал в Челябинске 1-й комсомольский клуб с агитационным театром «Синяя блуза». По инициативе  Аникеева организовывались первые молодежные субботники по посадке деревьев в сквере у главпочтамта и на Алом поле.  С 1927 года Аникеев на партийной работе в Челябинске. В 1937 году, будучи студентом 5-го курса ЧИМСХ, был репрессирован якобы за связь с троцкистской организацией, осужден Особым совещанием при УНКВД СССР по Челябинской области на 5 лет ИТЛ с отбыванием срока на Колыме. На самом деле срок наказания был увеличен до 10 лет, далее был на поселении в районе Колымы под надзором органов МГБ, работал на прииске Горно-промышленного управления Дальстроя МВД СССР. Только в 1954 году после многочисленных жалоб  и писем А. Н. Аникеева в ЦК ВКП(б) ему разрешили выехать в Челябинск. В 1956 году реабилитирован и восстановлен в партии[3]. Участвовал в создании Челябинской областной и городской организаций ветеранов, был первым председателем совета ветеранов комсомола Челябинска (1963), делегатом I слета ветеранов Челябинской области (1966), инициатором создания областного музея комсомольской славы «Орленок». Награжден значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле».

 31 марта 1923 года Железнодорожный райком комсомола Челябинска утвердил программу работы с пионерами. Общее кураторство над детской коммунистической организацией осуществлял комсомол. В своих директивах по  работе с пионерами кураторы из ЦК РКСМ справедливо замечали, что первые пионерские отряды, созданные в 1922-1923 годах, еще не знали, как им работать, и часто поддавались влиянию тех, кто работал в буржуазной организации скаутов или перенимали все от комсомольских и партийных организаций, устраивая серьезные заседания, конференции, семинары, комитеты и т.д. Или, наоборот, вся работа заключалась в играх, физкультуре, песнях. А следует, считали кураторы, разъяснять детям, что происходит вокруг, на фабриках и заводах, в стране и за рубежом, следует приступать к общественно-полезной работе. Некоторые пионерские отряды, констатировалось в рекомендациях, уже перешли на постоянную общественно-полезную работу в школах, клубах, в семье, в избе-читальне в деревне, среди неорганизованных детей. Чтобы помочь пионерским дружинам в работе, ЦК РКСМ предлагал направления деятельности и пути их решения.

В направлении «Учеба и знания» предлагалось пионерам самим хорошо учиться и содействовать обучению неграмотных и малограмотных. В направлении «Смычка с деревней» городские пионеры должны были взять шефство над деревенской детворой, в деревнях и селах организовывать пионерские отряды, бывать там с концертами и спектаклями[4]. Направление «Ближе к массе детей в школах» предусматривало создание пионерских отрядов не только на предприятиях, но и в школах. На плечи пионеров ложилась и более трудная работа – помочь беспризорным и больным детям, которых в то время оказалось огромное множество. Комиссия ВЦИК по улучшению жизни детей бросила клич – «Юные пионеры – на помощь беспризорным детям». В листовке, изданной по этому случаю, говорилось: «Большая беда, огромное несчастье – остаться на улице, без крова и без всяких средств к существованию. Советская республика обращается к юным пионерам от лица беспризорной детворы за помощью. Организуйте самих детей на помощь ребенку. Это ваша первая и прямая обязанность. Собирайте детвору для шествий, устраивайте запись детей на жертвования, организуйте клубную, а главное, производственную работу для беспризорных»[5]. Юных пионеров Страны Советов также призывали к антирелигиозной работе и помощи «братьям Запада и Востока» в их революционной борьбе.

Вряд ли пионерам начала 1920-х гг. было под силу выполнить все директивы кураторов детской организации. Но тем не менее они будоражили сознание детворы и призывали к активной работе на благо общества, что немаловажно.

Вначале в пионеры принимали в основном детей рабочих, и это понятно: во-первых, пионерские отряды создавались на предприятиях, во-вторых, пролетариат считался самым революционным, передовым классом, ему доверялось будущее страны Советов. В отчете за 1923 год о работе 1-й челябинской пионерской дружины имени Спартака при железнодорожном райкоме РКСМ приведены цифры о численности организации и социальном составе. Всего в дружине состояло 169 человек, из них комсомольцев – 14, детей коммунистов – 25, детей рабочих – 114, 35 – дети служащих, 20 – детдомовских. По возрастному составу: от 8 до 10 лет – 10, 10-12 лет – 35, 12-14 лет – 68, 14-16 лет – 56 человек[6].  Пионерские отряды в Челябинске в 1923-1925 гг. были созданы при заводе Столль, на мельнице Архипова, в типографии, на дрожжевом, кожевенном заводах. Вскоре пионерские отряды появились в других городах и в сельской местности.

К примеру, на станции Полетаево в отряде было 70 человек, в Першино – 60 человек, в Долгой деревне – 54, в Есаулке – 53, в Каштаке – 30, в Шершнях – 20, в Шумово – 24, в Сосновке – 57, в Селезяне – 32, в Миассе образовалось два пионерских отряда, в которых насчитывалось 92 человека. Всего же пионеров в Челябинском уезде к 1924 году числилось 696 и 122 октябрёнка[7].

Пионеры называли свои отряды именами революционеров и революционными символами. К примеру, в Копейске был отряд имени Н. К. Крупской, в Сосновке – имени Карла Маркса, в Есаулке – «Красная звезда», в Полетаево – «Серп и молот», в Воскресенке – имени Рыкова. Отрядные звенья носили имена «Красный сокол», «Факел свободы», «Красный кузнец» и т.д.

Интересны первые лозунги и призывы, рекомендованные ЦК РКСМ для пионерских организаций:

- Кто за красный шар земной – за мной!

- Кто проклятье шлет войне – ко мне!

- Кто кровавой бури ждет – вперед.

- Привет шлем детям запада.

- Мы, гордые, смелые, сильные, заменим уставших борцов.

- Мы – пионеры новой жизни.

- Юные пионеры – передовой отряд всех пролетарских детей.

- Тот, кто встал под наше знамя, не воротится назад.

- Пионеры – смена комсомолу.

- Мы кузнецы, идите с нами, мы счастье мира создаем[8].

Несколько позже ЦК РКСМ были разработаны законы юных пионеров, символика.

Пионерские законы гласили: пионер – верен делу рабочего класса, заветам Ильича; пионер – товарищ пионерам, рабочим и крестьянским детям всего мира; пионер – всем детям пример; пионер стремится к знаниям, знания и умения – сила в борьбе за рабочее дело; пионер охраняет здоровья свое и других, он не ругается, не курит и не пьет; пионер трудолюбив и настойчив, он  умеет работать при любых условиях, находит выход из всех обстоятельств.  Устанавливался единый значок для всех пионеров, на шее – красная косынка в виде галстука; приветствие пионеров – салют: пять пальцев правой руки поднимаются выше головы. Была разработана клятва при вступлении в пионеры: «Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича – законы юный пионеров». Девиз пионеров: «К борьбе за рабочее дело будь готов!», ответ: «Всегда готов!». Пионерский отряд должен был иметь красное знамя с пионерским значком и девизом с одной стороны полотнища и надписью: 1, 2, 3… отряд пионеров при таком-то предприятии, учреждении, селе. Каждое звено должно было иметь красный треугольный флажок на древке. Были выработаны рекомендации по форменной одежде пионеров: летом трусики или юбка и рубашка с отложным воротником, зимой – теплая гимнастерка более темного цвета[9].

Как жили, чем занимались первые пионерские отряды? 11июня 1923 года по решению бюро Челябинского губкома комсомола создано губернское бюро детских коммунистических групп, которое возглавил коммунист А.И. Королев. В отчете о работе Челябинского губкома РКСМ за май 1923 года записано: «Детское движение начинает сильно развертываться. В некоторых местах принимает массовый характер. В Железнодорожном райкоме г. Челябинска разрослось до 250 человек и имеется еще около 100 заявлений о желании вступить в юные пионеры»[10].

Организуются пионерские загородные лагеря, пионеры устраивают «вылазки» в ближайшие села и деревни с целью пропаганды пионерского движения. 1 Мая 1925 года в Челябинске вышел первый номер еженедельной газеты «Пионерский горн». Она издавалась на общественных началах. В состав редколлегии вошли А. Королев, А. Аникеев, П. Волков, А. Розепин. Газету распространяли члены редколлегии и пионерские корреспонденты (юнкоры).

Пионерка 1920-х годов Мария Баклунина (Рыкова) вспоминает:

«В 1924 г. я поступила учиться в начальную школу «Горняк»[11] в Челябинске. В этом же году нашу Родину постигло большое горе – умер В. И. Ленин. ЦК партии и комсомола объявил призыв в ряды Ленинской партии большевиков, в комсомол и пионеры. В нашем отряде было свое пионерское знамя «Смена – смене идет», которое охранялось лучшими пионерами отряда с посохами. В то время они были символом оружия охраны знамени; звенья имели свои флажки. Пионеры имели свою пионерскую форму: мальчики – белые и зеленые рубашки с воротником апаш и синие сатиновые штанишки; у девочек – белые и зеленые кофточки и синие в складочку юбочки с переплетами на груди для галстука. Концы галстука соединяла смычка-зажим. По решению горкома комсомола нам было поручено дело по выявлению неграмотных и малограмотных, собирали утильсырье и металлолом, наводили чистоту и порядок на предприятиях и по озеленению города. В это время я руководила живой газетой. С ней мы выезжали не только на предприятия города, но и в Бродокалмак, Бишкиль, Аргаяш. Нас всегда встречали очень хорошо. Материал был подготовлен на злобу дня. Например, там, где выступали с бичом по бюрократам и разгильдяям, произносили такие слова: „Есть комсомолки и комсомольцы, а есть балаболки и балабольцы. Предпочитают заветам мудрым премудрость пудры и узких брюк“. Или: „Ударим пикою бойца и в учрежденья и в сердца, ударим смело за наше дело. Внезапным рейдом налетим, врагов советских разгромим“»[12].

Комсомол требовал от пионеров участия в разнообразной общественно-полезной работе. Для ее учета были разработаны специальные анкеты, которые должны были заполнить пионеротряды. Приведем некоторые пункты анкеты: работа отряда по хлебозаготовкам, помощь в перевыборах делегатских собраний, сбор таро-мешков для зерна, помощь в ликвидации безграмотности, в культпросветработе. От пионеров даже требовали участия в кампаниях по самообложению (по налогу) и в коллективизации[13].

О конкретной работе пионерских отрядов можно судить и по отчету Челябинского окружкома комсомола за 4-й квартал 1926 года. В Полетаево пионеры разносили по домам газеты. Пионеры села Воскресенского написали 500 избирательных повесток и разнесли их по домам. В Еткульском районе дежурили в избах-читальнях, приняли участие во Всесоюзной переписи населения, переписав жителей 700 дворов, в перевыборную кампанию писали повестки и разносили их по домам. В Долгой деревне пионеры тоже участвовали в перевыборной кампании, написали повестки, разнесли их по домам, помогали собирать бедноту на собрание. Шумихинские пионеры написали 1000 повесток и разнесли их по домам[14]. В Сосновке шесть пионеров отряда обучали деревенских жителей грамоте.

Свою первую годовщину челябинские пионеры отмечали три дня. 1 февраля 1924 г. был доклад о пионерах на Западе, спектакль, концерт, открылась выставка детских работ. 2 февраля был устроен вечер для рабочих с докладом, кто такие пионеры; работники завода Столль и железной дороги взяли шефство над отрядами. 3 февраля состоялся пионерский парад. В шествии по улицам города участвовали дружины железной дороги, завода Столль и Копейска. На параде юным пионерам городской комитет РКСМ вручил красное знамя. Вечером пионеры провели сбор с лекцией, песнями, самодеятельным спектаклем[15].

В июле 1929 г. состоялся I слет юных пионеров Челябинского округа. Кураторы – комсомол и партия – ставили для детского слета совсем не детские цели и задачи: поднять политическую активность пионеров и детей трудящихся, повысить политическую роль пионерской организации. Все предусмотрели взрослые, в том числе и форму одежды: для девочек «белая кофточка, синяя юбка с синими лямками с переплетами, идущими на груди, под которыми заделывается косынка[16], на голове – красный платок». Для мальчиков: «белая рубашка, черные трусики с лямками, под которые заделывается косынка»[17].

От каждого района на слет прибыли 440 юных делегатов. К слету были приготовлены мячи, обручи, секундомеры, рейки для прыжков в высоту, волейбольные сетки, баки для воды, ведра, кружки, посуда, продукты питания. Программа включала спортивные состязания, постановки спектаклей, массовые игры, гуляния, посещение кино, экскурсии на завод им. Колющенко, шествия по улицам города с песнями и т.д.[18]

Несмотря на политические цели взрослых, слет юных пионеров прошел весело, спортивно и задорно. Самое главное, на слете подвели итоги работы с пионерами и выбрали делегатов на Уральский областной слет пионеров, который тоже подвел итоги работы и выбрал делегатов от Уральской области на Всесоюзный слет. От Урала было делегировано 240 пионеров, в том числе четыре челябинца: Василий Степанов, Галина Ершова, Анна Красникова, Шаймардан Шакиров.

В августе 1929 года I Всесоюзный слет пионеров прошел в Москве. В дни слета были проведены I Всесоюзная пионерская спартакиада, Всесоюзный смотр художественной работы пионеров, I Всесоюзная конференция пионеров, день «смычки» с Красной Армией, I Международный детский конгресс. Делегаты обсудили «Наказ слета», в котором пионерам страны разъяснялось их конкретное участие в выполнении задач первой пятилетки.

В составе делегации от Западно-Сибирского края был Михаил Борщёв. Впоследствии Михаил Васильевич вспоминал, что на слет был послан за активную пионерскую работу. В Москве юные делегаты из всех регионов страны были распределены жить в семьях рабочих. Миша жил в семье рабочего Тюрликова. В основном все мероприятия проходили в Центральном парке (сейчас парк им. Горького). В спартакиаде, в смотре художественной самодеятельности и др. приняли участие более 7 тысяч детей. Пионеры знакомились с достопримечательностями Москвы, встречались с писателями, были свидетелями показательного боя на Ходынском поле, побывали на многих предприятиях, в Третьяковской галерее, в Кремле, в Оружейной палате, в издательстве, цирке, театрах[19]. Частыми гостями, пишет Михаил Борщёв, на пионерских сборах была председатель детской коммунистической организации при ЦК ВЛКСМ Анна Северьянова[20] и секретарь ЦК ВЛКСМ Саша Косарев[21].

I Всесоюзный слет пионеров и предшествовавшие ему слеты на местах сыграли значительную роль в деле совершенствования работы пионерской организации и улучшения руководства ею со стороны комсомола. Об итогах слета было принято постановление ЦК ВКП(б), в котором обращалось внимание всех местных парторганизаций на оказание помощи пионерскому движению со стороны партии и всех общественных организаций.

Елена Рохацевич

Фото из фондов ОГАЧО



[1] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 71. Л. 31.

[2] Автобиография П.Т.Волкова. Библиотека Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской.

[3] ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 1311.

[4] ОГАЧО. Ф. П-522. ОП. 1. Д. 164. Л. 5.

[5] ОГАЧО. Ф. П-521 Оп. 1. Д. 168. Л. 15.

[6] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 71. Л. 30.

[7] ОГАЧО. Ф. П-522. Оп. 1. Д. 493. Л. 2.

[8] ОГАЧО. Ф. П-521. Оп. 1. Д. 168. Л. 9.

[9] ОГАЧО. Ф. П-522. Оп. 1. Д. 505. Л. 1-2.

[10] ОГАЧО. Ф. П-522. Оп. 1. Д 220. Л. 5.

[11] Челябинская школа «Горняк» находилась на месте сквера Добровольцев-танкистов.

[12] ОГАЧО. Ф. П-695. Оп. 3. Д. 224. Л. 2-4.

[13] ОГАЧО. Ф. П-522. Оп. 1. Д. 493. Л. 48.

[14] ОГАЧО. Ф. П-522. Оп. 1. Д. 215. Л. 2.

[15] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 71. Л. 32-34.

[16] Косынка – имеется в виду пионерский галстук.

[17] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 492. Л. 12.

[18] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 492. Л. 11.

[19] ОГАЧО. Ф. П-695. Оп. 3. Д. 24. Л. 1.

[20] Анна Алексеевна Северьянова (1908—1969) — советский деятель молодёжного комсомольского и пионерского движения в СССР, председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина при ЦК ВЛКСМ (1928-1931).

[21] Александр Васильевич Косарев  - советский комсомольский, партийный и государственный деятель 1920—1930-х годов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1929—1938), репрессирован, приговорен к ВМН, расстрелян 23 февраля 1939 г. по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР. Реабилитирован и восстановлен в партии в 1954 г. посмертно.