Мемориальная доска заслуженной артистки РСФСР Майи Глебовны Дробининой (12.05.1924-2.08.2002) установлена на доме, расположенном на очень людном месте: перекресток проспекта Ленина и улицы Энтузиастов, вокруг постоянно снуют студенты. Правда, современная молодежь вряд ли что-то знает об этой женщине – артистке, мастере художественного слова. Между тем именно Майе Дробининой в Челябинске принадлежит первенство в открытии нового театрального направления, несколько подзабытого ныне, – художественного чтения. Этот жанр требует вдумчивого осмысления литературного произведения как со стороны актера, так и со стороны зрителей. Сегодня не всякий человек способен на это, тем более – молодые люди, бегущие мимо-мимо-мимо мемориальной доски Майи Дробининой. 12 мая 2024 года Майе Глебовне исполнилось бы 100 лет.
Сведения о семье Дробининых встречаются в документах Объединенного государственного архива Челябинской области с XIX века. В этой семье коренных челябинцев родилась Майя Дробинина. Ее появление на свет пришлось в самое бурное время страны Советов, когда начали активно развиваться политические, общественные, художественные организации. К примеру, в Челябинске была своя театральная труппа, в которой играл ее отец - Глеб Александрович. Спектакли ставились на революционные темы. Поэтому новорожденной девочке дали имя Майя - в честь праздника международной солидарности трудящихся. Майя Глебовна вспоминала, что обряд крещения ей заменили «октябрины», которые устроили в драмтеатре, новорожденной повязали пионерский галстук и вручили удостоверение № 1 Челябинского окружного бюро юных пионеров. В нем говорилось, что Дробинина Майя при пролетарских октябринах была принята в цех октябрят городской организации юных пионеров. Возможно, это и определило дальнейшую судьбу девочки, ставшей впоследствии не только актрисой, но и активной общественницей.
Уже в школе проявились ее артистические способности. А первое публичное выступление на сцене произошло, когда она училась в шестом классе, во время чествования известного музыканта и общественного деятеля Григория Моргулиса. Ее активность и целеустремленность простиралась далеко за пределы школы. Так, во время Великой Отечественной войны Майя вместе с комсомольцами своей школы участвовала в строительстве 5-й домны в Магнитогорске.
Ее с детства манила театральная сцена. Недаром она говорила, что ее детство прошло за кулисами театра: «Моя колыбель стояла на сцене». Майя занималась в студии художественного слова при Дворце пионеров и школьников в Челябинске, на Лермонтовском конкурсе получила 1-ю премию. В 1943-1945 годах училась в театральной студии при Челябинском театре драмы; по совету педагогов поступила в ГИТИС, но из-за тяжелого материального положения учиться не смогла. В 1946-1947 годах работала в металлосбыте (Москва). В течение двух сезонов (1947-1948) была артисткой Куйбышевского ТЮЗа.
В 1948 году вернулась в Челябинск, работала в областной филармонии, была ведущей симфонических и камерных концертов, где представляла известных музыкантов Эмиля Гилельса, Мстислава Ростроповича, Льва Когана, Сергея Лемешева и др. Выступала в сборных концертах со своими номерами (художественное чтение).
По совету артистки МХАТа Елизаветы Ауэрбах начала самостоятельную работу в жанре театра одного актера. Так Майя Дробинина стала создателем непростого жанра художественного чтения. Казалось бы, скучный жанр, на сцене один чтец – и больше никого. Но Майе Глебовне удавалось создавать удивительные образы личностей на фоне времени. И читать так, чтобы держать целый зрительный зал в напряженном интересе. Такой был у нее талант. В одном из интервью Дробинина сказала: «Работа чтеца — совершенно особый жанр актерского искусства. Это театр одного актера, где многое зависит от тебя лично и от того, каким содержанием будет наполнено каждое произнесенное тобой слово. Мне посчастливилось выбрать такую тему, которая позволила мне найти свой образ на сцене».
В 1961 году она дебютировала с моноспектаклем по повести Николая Погодина «Янтарное ожерелье» (спектакль прошел более 300 раз). В 1962 году выступила с композицией по повести «РВС» Аркадия Гайдара (спектакль прошел около 500 раз), режиссером и автором которой, наряду с Дробининой, был ее учитель, актер театра драмы им. Цвиллинга Петр Кулешов.
В репертуаре Майи Дробининой был моноспектакль «Операция “Трест”» по произведению Льва Никулина (1963), композиции по стихам Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина (1970) совместно с 3. Петровой подготовила моноспектакль «Жизнь, отданная вам» о соратнице Ленина Инессе Арманд. Готовясь к спектаклю, Майя Глебовна переработала огромное количество литературы о знаменитой революционерке, нашла редкие документы и письма, встречалась с дочерьми Арманд. Об этом в ее личном фонде в Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранились интересные документы, письма, воспоминания о работе над спектаклем.
В одной из своих рукописей актриса писала о посещении родных Инессы Арманд: «Сразу же бросилась в глаза в комнате Инны Александровны, дочери Инессы, висевшая на стене фотография Владимира Ильича с дарственной надписью, рядом с кроватью на столике фотография Надежды Константиновны, тоже с дарственной надписью. Тему любовного треугольника дети Арманд обходили стороной. В их переписке, хранившейся в музеях, нет некоторых листков, а иные страницы дневника и большинство писем Инессы уничтожены. Ореол вождя пролетариата не предполагал связей на стороне, но куда деться от таких строчек в письме Инессы: „Расстались мы, дорогой, с тобою. Это так больно… Я тогда совсем не была влюблена в тебя. Но тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя”».
Дробинина хотела показать, что Ленин живой человек, ему подвластны все человеческие чувства. «Из него сделали божка, – считала актриса, – как будто он и не замечал, кроме своей революционной идеи, ничего, даже женщин. А он был настоящим мужчиной, талантливым человеком, хоть и порой ошибался».
Спектакль, открывавший неизвестные страницы жизни русских революционеров, Арманд и Ленина, стал этапным в творчестве артистки, с успехом прошел в Москве. Переписка Ленина с Инессой Арманд, их споры о роли женщины в новой жизни вызвали у Майи Глебовны желание создать новую программу «Говорите о любви любимым» (1972), этот спектакль прошел 816 раз – так понравился зрителям.
Со своими моноспектаклями Майя Глебовна выступала в школах, ПТУ, институтах, рабочих цехах. Люди с большим интересом и вдохновением воспринимали ее сценические работы: об Урале, добровольческом девичьем батальоне «Ради тебя... Помни» (1975); «Суд совести» (1977); «О, я хочу безумно жить» (посвящение Александру Блоку, 1980); «Солнце жизни моей – Федор Достоевский» (1989); читала сцены из «Ромео и Джульетты» Шекспира.
Спектакль «О, я хочу безумно жить» Майя Дробинина показала на лучшей площадке страны в Москве. Организаторы не были уверены, что зрители после антракта останутся в зале – слишком необычный жанр представляла актриса. Но она сказала: «Я обещаю вам, что зал пустым не будет. Если так случится, я уеду в Челябинск и уволюсь. Значит, я не актриса». После первого отделения актриса ушла переодеваться. Звенит третий звонок, и Майя Дробинина выходит на сцену. Видит: люди не только сидят, но даже стоят вдоль стен. После этого спектакля ее на самом высоком уровне признали настоящим мастером слова.
В Челябинске Майя Дробинина много лет участвовала в работе лектория Челябинской филармонии (музыкальные новеллы о композиторах), руководила секцией чтецов в Челябинском отделении ВТО. Гастролировала по городам СССР.
Передать документы о жизни и творчестве актрисы на государственное хранение в архив, рассказал сын Майи Глебовны Владимир, посоветовал известный писатель и общественный деятель Кирилл Алексеевич Шишов. В 2001 году в гости к Дробининым впервые пришли сотрудники архива. Лариса Васильевна Новоселова, ветеран архива, вспоминает: «Майя была первой, у кого я принимала документы, потому так ярко запомнилась встреча с ней. Меня встретила стройная, элегантно одетая женщина в длинном платье, с красивой прической. Весь ее облик напоминал столичную светскую даму дворянского происхождения, каким-то нереальным образом попавшую в сегодняшнее время. Было приятно слушать ее правильную красивую речь, меня завораживала ее влюбленность в образ Инессы Арманд. Майя Глебовна рассказывала, как тщательно она собирала материал для своих моноспектаклей, работая в архивах Москвы, знакомилась с воспоминаниями очевидцев, читала книги. От общения с Майей Глебовной осталось сильное впечатление как о человеке творческом с глубокой верой, что ее концертная деятельность будет интересна и молодому поколению. И это так».
В личном фонде актрисы, созданном в Объединенном государственном архиве Челябинской области, хранятся авторские рукописи сценариев ее спектаклей «Жизнь, отданная вам» – об Инессе Арманд, «Солнце жизни моей – Федор Достоевский», «Сын полка»; машинописные варианты сценариев с авторской правкой и штампом цензуры о разрешении к постановке; письма внука Инессы Арманд Майе Дробининой; программки спектаклей, афиши, фотографии Майи Дробининой в образах, фото ее родных и близких, в том числе отца, актера театра, сына Владимира и его семьи. Документы, представленные в фонде, раскрывают личность талантливой актрисы, вводят в ее мир и рассказывают, как тщательно и скрупулезно Майя Глебовна Дробинина работала над своими сценариями и постановками, с какой бережностью относилась к личности героев, с какой любовью готовила каждый спектакль, как отзывались зрители на ее творчество. Недаром о творчестве Майи Дробининой говорили: «Это самоотверженное служение Слову, чтецкому жанру, ее программы – это театр одной актрисы, обладающей магической силой голоса и актерского обаяния».
И еще один штрих к образу Майи Дробининой. Ее сын Владимир, который сейчас живет в Дрездене, приезжал в Челябинск на открытие мемориальной доски в честь мастера слова. Заходил в архив, знакомился, как хранятся документы личного фонда Майи Глебовны, пополнил его некоторыми новыми материалами из семейного архива.
Елена Рохацевич
Фото из личного фонда Майи Дробининой,
с церемонии открытия мемориальной доски
в честь Майи Дрбининой