Древности края


Древности края

В Челябинской области несколько сотен музеев: государственные, муниципальные, ведомственные, заводские, университетские, школьные, общественные, частные… За каждым из них стоит человек, посвятивший ему свою жизнь.

Музеи не рождаются из неоткуда, их создают люди. Челябинску повезло, у него был Иван Гаврилович Горохов. О нем мы начали говорить в прошлом выпуске «Музейного гида». Иван Горохов отдал своему детищу – Челябинскому краеведческому музею – более сорока лет жизни, музей стал его биографией.

Телеграмма Троцкой и визит наркома

В сентябре 1922 года Челябинский музей местного края переселился в особняк доктора Шефтеля на улице Труда (ныне дом № 88). 1 июля 1923 года состоялось торжественное открытие музея. Вдова археолога Николая Минко – Мария Александровна перерезала ленту и передала в дар музею богатую археологическую и нумизматическую коллекцию мужа. Приветственную телеграмму прислала глава музейного отдела Наркомпроса Наталья Троцкая (жена Льва Троцкого).

Через полгода, 9 января 1924 года, Челябинск посетил и сам нарком просвещения Анатолий Луначарский, направленный на Урал разъяснять линию партии по вопросам внутрипартийного строительства. Нарком не обошел своим вниманием и музей местного края. Здесь он был не более 30 минут, за которые успел осмотреть экспозицию. Внимание Анатолия Луначарского привлекла витрина орудий труда каменного века: «Это прекрасная коллекция и очень удачная мысль представить эти орудия труда в виде полной их реконструкции. Такого рода коллекции особенно важны теперь, когда в школу введено преподавание первобытной культуры», – отметил нарком. Прощаясь с сотрудниками музея, он оставил запись: «Посетил музей, составленный с большой любовью и знанием дела. От души желаю молодому делу быстрого развития».

Золотое десятилетие

Иван Горохов видел музей как место встречи ученых, краеведов, педагогов, учащихся и всех неравнодушных. В 1922 году на базе музея образовалось Челябинское общество изучения местного края. Краеведы работали с энтузиазмом: устраивали выставки, участвовали в археологических раскопках, этнографических и геологических экспедициях, издавали научные труды, читали лекции. 1920-е годы стали «золотым десятилетием» для челябинского краеведения.

В 1924 году в стенах музея открылось две выставки: к 150-летию Пугачевского движения в Челябинском крае и «Картофельный бунт». Выставки соответствовали духу времени, когда актуальными становятся темы народных движений и революционной борьбы. В 1925 году в СССР отмечалось столетие восстания декабристов. Челябинский музей откликнулся выставкой и на этот юбилей.

Ивану Горохову удалось собрать в музее или наладить связи со многими учеными Южного Урала. Он привлек ссыльного археолога и искусствоведа Сергея Дурылина, археолога Константина Сальникова, сотрудничал с академиком Александром Ферсманом, известным уральским краеведом Владимиром Бирюковым и многими другими, что позволило существенно продвинуться в изучении региона.

Скитания

В 1929 году для музея наступили тяжелые времена. По распоряжению президиума горсовета было приказано в пятидневный срок освободить дом Шефтеля и перевезти экспонаты в Свято-Троицкую церковь. В ноябре того же года на четырех лошадях было переправлено 150 возов музейного имущества. Переезд затянулся на две недели. Еще полгода распаковывали ящики с коллекциями. Однако осенью 1931 года от городских властей поступил новый приказ — переехать в Христорождественский собор (находился близ современного оперного театра). Но и здесь открыть экспозицию не удалось: в июне 1932 года музей вернули в здание Свято-Троицкой церкви. Из-за бесконечных скитаний он был закрыт для посетителей почти пять лет.

Иван Горохов не раз обращался к местным властям с просьбой предоставить музею специализированное помещение. В конце 1930-х годов Челябинский облисполком постановил: построить здание на перекрестке проспекта Ленина и улицы Свободы. Здесь планировали разместить историко-революционный филиал музея. К лету 1941 года основные строительные работы были завершены, музейщики готовились к переезду. Но начавшаяся война нарушила все планы. В новом здании обосновался эвакуированный завод, а после войны — ткацкая фабрика.

Библиотека в алтаре

Музей на 60 лет задержался в Свято-Троицкой церкви. Витрины с экспонатами, географические карты, планшеты и фотографии заняли основное пространство храма. В алтарной части обосновались библиотека с читальным залом и научный архив, в бывшей ризнице – канцелярия, рабочий кабинет сотрудников и сторожка. Примечательно, что музейщики сохранили росписи храма. Конечно, это заслуга Ивана Горохова. Фрески забелили, а в начале 1990-х годов перед верующими предстали лики святых в первозданном виде.

1 мая 1933 года открылась экспозиция. Посетителей было много: в год по 30–40 тысяч человек. В основном – школьники с учителями, немного рабочих с местных заводов. Соседство с Зеленым базаром имело свои плюсы: в музей заходили погреться крестьяне, приехавшие на рынок.

Осенью 1941 года в здании церкви поселили эвакуированных сотрудников НКВД. Экспозицию пришлось свернуть, предметы и музейное имущество оказалось в подвале храма. Директор музея не имел доступа к экспонатам. Однако и в тяжёлые годы войны он продолжал исследовательскую работу, направленную на помощь фронту: изучал минералы и растительность Южного Урала. За свои труды Иван Горохов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В конце 1945 года, когда постояльцы съехали, уцелевшие коллекции вернулись на свои места. В апреле 1946 года музейщики создали выставку «Роль Челябинска в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». За три года ее посетили десятки тысяч человек.

На закате жизни

Иван Горохов возглавлял Челябинский областной краеведческий музей до 1957 года, когда из-за ухудшения здоровья вынужден был оставить свою должность, но продолжал работать в музее до 1959 года, исполняя обязанности хранителя фондов. В 1963 году в автобиографии он отметил: «Подводя итоги почти прожитой жизни, я доволен, что мне удалось выполнить мои юношеские мечтания: получить естественно-научное образование, приложить свои знания и опыт в деле изучения нашего края – Южного Урала, и создать и выпестовать в ставшем для меня родным Челябинске – наш краеведческий музей». В 1964 году в день своего восьмидесятилетия он пришел в музей. Сфотографировался на память с сотрудниками. Скончался Иван Горохов на 86 году жизни в Магнитогорске в доме престарелых 3 января 1970 года.

Николай Антипин,

кандидат исторических наук,

заместитель директора ОГАЧО

Иллюстрации из сборника:

Иван Горохов и его музей: материалы к биографии основателя Челябинского краеведческого музея / сост. Н. А. Антипин. Челябинск, 2010.