Ежегодно в ГУ ОГАЧО поступают десятки тысяч запросов. Подготовка ответов на запросы по истории предприятий и организаций, памятников природы, истории и культуры забирает немало сил архивистов. Но, как показывает опыт, наиболее сложными являются запросы, связанные с розыском сведений об объектах строительства и архитектуры Челябинска. Прежде всего сложности в поиске информации по документам добавляют переименования улиц и изменения нумерации домов в кварталах исторической застройки, имевшие место на протяжении XX века. В первые послереволюционные годы в официальных документах довольно часто упоминались фамилии бывших владельцев одновременно с новым адресом здания. Однако к концу 1920-х годов эта практика сошла на нет, и указывался только адрес или учреждение, занимавшее помещение. Другие причины заключаются в недостатке подробных карт и планов застройки, в малом количестве фотоматериалов и кинохроники, отснятых в Челябинске.
Только после локализации объекта архитектуры во всех исторических системах адресов возможен поиск упоминаний в документах об использовании помещения. Технически этот этап ещё более трудоёмкий, так как в документах наших фондообразователей весьма редко упоминается использование помещений, даже о локализации учреждения и его подразделений. Оттого особую ценность представляют списки объектов городской застройки со сведениями об их использовании на момент создания документов. Документы подобного рода создавались в периоды обострения «квартирного вопроса». Например, в период военного коммунизма, когда осуществлялась национализация и муниципализация объектов городской собственности.
17 января 1934 года ВЦИК РСФСР принял решение о создании Челябинской области, что предполагало расквартирование в Челябинске множества учреждений областного уровня. В 1934 году в городе с населением в четверть миллиона жителей активизировалось строительство нескольких ключевых административных и жилищных объектов[1], но областным учреждениям приходилось делить между собой имеющиеся площади.
«Список нежилых помещений г. Челябинска» от 26 февраля 1934 года служил цели учёта доступных в городе помещений[2]. Составленный в виде таблицы, этот документ отображал данные от адресе, материале постройки (каменное или деревянное), площади в квадратных метрах, об арендующих помещения учреждениях. Крайний справа столбец был отведён для сообщений о незанятых площадях, однако он не заполнен ни в одной из строк. Каждое помещение учитывалось одной строкой, сами строки таблицы сгруппированы по ЖАКТам (ЖАКТ – жилищно-арендное кооперативное товарищество, в начале 1930-х годов управляли жилищно-коммунальным хозяйством на подведомственных участках). Дома располагались на улицах Красной, Рабоче-крестьянской, Спартака, Карла Маркса, Цвиллинга, Васенко, Береговой, Мастеровой и др. Среди арендаторов помещений указаны заводы, торговые организации, областные государственные и общественные учреждения.
Таким образом, публикуемый документ может не только облегчить поиск сведений об отдельных зданиях и улицах города, но и рассказывает об истории предприятий и учреждений, как решали они свой «жилищный вопрос» в условиях создания областных структур власти первой половины 1930-х годов.
С. А. Кусков,
главный археограф отдела публикации
и научного использования документов, кандидат исторических наук