ДОКУМЕНТЫ ОГАЧО О СОБЫТИЯХ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. НА ЮЖНОМ УРАЛЕ


ДОКУМЕНТЫ ОГАЧО О СОБЫТИЯХ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Доклад на круглом столе, состоявшемся в ОГАЧО 10 марта 2017 г.

Парадоксально, но несмотря на ту роль, которую сыграли в истории России и Челябинска в частности события 1917 г., в документах Объединенного государственного архива Челябинской области этот период истории освещен крайне слабо. В архиве отсутствуют фонды отделений политических партий, отсутствует фонд первого Челябинского Совета рабочих и солдатских депутатов. В фонде И-1 «Челябинская городская дума» отсутствуют протоколы заседаний за 1917 г. Небольшие делопроизводственные документы за 1917 г. есть в фонде И-3 «Челябинская городская управа», касающиеся небольших административно-хозяйственных вопросов, в основном связанных с размещением и содержанием в Челябинского гарнизона, материальным снабжением солдат и разрешением имущественных споров. Конечно же, эти фрагментарные источники не могут воссоздать картины жизни города и уезда в целом.

Чем же, в таком случае, располагает архив? Какие источники он может предложить исследователям, заинтересовавшимся событиями февраля – марта 1917 г. в нашей местности?

Первой, и, пожалуй, наиболее многочисленной группой источников являются воспоминания участников тех событий. Большая их часть распределена между тремя фондам – К-288 «Коллекция документов по истории Челябинской областной партийной организации», Р-1729 «Коллекция писем с фронта, воспоминаний, статей о В.И. Ленине, о революционном движении, Гражданской (1918–1920) и Великой Отечественной (1941–1945) войнах, социалистическом строительстве в редакции газет “Челябинский рабочий” и “Вечерний Челябинск”» и, конечно же, П-596 «Комиссия по истории партии при Челябинском обкоме ВКП(б)». Помимо того отдельные воспоминания можно найти «разбросанными» по личным фондам и фондам других советских учреждений, но основной массив мемуаров и автобиографий сосредоточен именно в указанных трех. Увы, но эта группа источников не только многочисленна, но и наиболее трудна в использовании. И дело здесь не только в особенностях человеческой памяти, для которой характерно искажение фактов и событий, особенно с течением времени, но и в том, что основным «заказчиком», инициатором написания этих воспоминаний были институты советских органов власти. В силу этого данные источники чрезмерно насыщены официальными советскими идеологическими клише.

В сложившейся ситуации фактическими самым информативным видом источников становятся материалы периодической печати. Для ситуации февраля – марта 1917 г. это всего лишь два издания – газеты «Союзная мысль» и «Челябинский листок», находящихся на хранении в ОГАЧО. «Союзная мысль», учрежденная Челябинским союзом кооперативных и ссудо-сберегательных товариществ, наиболее полно – по сравнению со своей «коллегой» – отражает политические события в г. Челябинске и уезде. Будучи «левонастроенной» (какое-то время она даже носила подзаголовок «Народная социалистическая»), она постепенно явно обнаруживала проэсеровские симпатии. В первые дни Февральской революции газета выходила два раза в неделю, но уже со второй половины марта 1917 г. превратилась в ежедневное издание. Именно на страницах «Союзной мысли» впервые был напечатан акт отречения Николая II от престола. По интенсивности освещения событий от нее отставал «Челябинский листок», больше внимания уделявший хронике событий в России и мире, хотя  и выходивший чаще – два раза в день. В этой газете более полно были представлены официальные распоряжения Временного правительства, его воззвания и обращения к населению.

Следует упомянуть материалы фонда П-596 «Комиссия по истории партии при Челябинском обкоме ВКП(б)». Помимо воспоминаний там можно обнаружить телеграммы, поступившие в начале марта 1917 г. в Челябинск от Временного комитета Государственной Думы, несколько листовок (в том числе и первое официально обращение к населению организованного в Челябинске Комитета общественной безопасности). Есть там и копии протоколов заседаний Челябинской ячейки РСДРП(б) (впрочем, текст угасший и прочтению поддается с большим трудом), копия журнального определения заседания Челябинской городской думы от 23 марта 1917 г., множество газетных выписок и вырезок, копия воззвания меньшевиков. Увы, но главным недостатком этих документов является отсутствие атрибуции, не позволяющей в точности сказать, что представлял собой их оригинал, зачастую дать им датировку и определить авторство.

Наконец, находятся на хранении в ОГАЧО и некоторые фотоматериалы, датированные 1917 г. Практически все они сосредоточены в фонде П-3298 «Коллекция фотодокументов по истории Южно-Уральского региона». В нем – две фотографии прошедших в 1917 г. митингов и несколько фото с заседаний первого Челябинского совета рабочих и солдатских депутатов.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод: документы ОГАЧО о ходе событий Февральской революции в Челябинске и его окрестностях малочисленны, но все же могут дать общее представление – пусть не столь целостное, страдающее определенной фрагментарностью – о том, что происходило в наших краях.

Канд. ист. наук, ведущий археограф ОГАЧО

М.А. Базанов