История повседневности — тема для изучения сложная. Вдвойне сложнее она, когда речь идет о жизни социальных групп, в силу разных причин не оставивших после себя многочисленного документального наследия и редко попавших в поле внимания окружающих или официальных структур.
Детям все же повезло — они всегда находились в поле зрения взрослых. В Советской Союзе существовала стройная и унифицированная государственная система обучения со своим делопроизводством, они были вовлечены в пионерские и комсомольские организации с их стремление к контролю за повседневной деятельностью подрастающего поколения. Все это позволило оставить значимый документальный массив, описывающий реалии советского детства. Гораздо реже попадали в поле зрения вещи, связанные с досугом детей.
Представленный ниже документ, несмотря на все свои явные недостатки, все же дает приблизительное представление о том, как был организован досуг советских школьников. Конечно, документ этот односторонен, он оставляет многое за пределами сказанного. Тем не менее благодаря ему мы можем знать, насколько часто проводились в кинотеатрах Челябинска детские киносеансы, сколько было продемонстрировано детских фильмов, кто отвечал за организацию детского досуга. Учитывая, что подобные вопросы нечасто обсуждались системно и сведения зачастую приходится разыскивать по крупицам во множестве делопроизводственных материалов, публикуемый ниже источник представляется довольно любопытным.
Публикацию подготовил кандидат исторических наук, главный археограф М. А. Базанов
Протокол совместного заседания постоянных комиссия Челябинского городского совета по культурно-просветительской работе и народному образованию
21 февраля 1951 г.
С л у ш а л и: О работе кинотеатров по обслуживанию школьников.
Доклад тов. Ишмаевой[1]
По кинотеатрам города проводятся детские сеансы:
В кино Пушкина по 4 киносеанса ежедневно.
—""— 25 лет Октября — 4 киносеанса.
—""— 30 лет ВЛКСМ — 2 киносеанса.
В остальных кинотеатрах по одному сеансу.
Использованы были школьные стационары, направлялись кинопередвижки в отдаленные клубы.
Испытываются большие затруднения с репертуаром для детских сеансов, за 1950 год не было ни одного детского художественного фильма.
В 1950 году было дано детских фильмов — 35, мультипликационных сборников — 6.
Проведены тематические показы к датам календаря.
Проводилось конференция детского зрителя — 15
—""— —""— в 1951 г. — 2.[2]
Массовую работу с детским зрителем хорошо проводит кинотеатр Пушкина, там есть штатный работник по массовой работе с детьми.
В остальных кинотеатрах эта работа проводится недостаточно удовлетворительно или неудовлетворительно. Совсем не организована детская самодеятельность в кинотеатре Урал.
В кинотеатрах Пушкина, 25 лет Октября, 30 лет ВЛКСМ созданы детские активы самодеятельности из лучших по успеваемости учащихся.
Всего они дали выступлений — 861
детское кино — 151
им. Пушкина — 361
Силами детских активов были проведены обслуживания избирательных участков во время выборов.
При кинотеатрах с детьми проводились музыкальные викторины, игры, загадки, танцы.
Проводились встречи с героями[3], встречи с героями Советского Союза, со старыми большевиками, встречи отличников учебы.
Выпускались газеты, фото-монтажи.
Во всех кинотеатрах были проведены детские елки с программой детских выступлений.
Провели день кинотехники.
В июле 1950 года решением горисполкома театр им. 25-летия Октября был реорганизован в детский кинотеатр, соответственно этому подбирался репертуар театра. Но была допущена ошибка, не подразделяли картины по возрастам.
В настоящее время стали практиковать показ картин в соответствии с школьной программой.
Ряд школ хорошо связываются с кинотеатром, но есть школы отстраняющиеся от этого, как школы №№ 11 и 5.
Особо отмечаю школу № 1 — директор Фавишевская, где совершенно недооценивается работа по кинообслуживанию школы и т. Файвишевская не хочет заниматься этим делом.
Школы №№ 10, 6 и 47 отказались от показов фильмов в школе.
Особо отмечаю, что нет участия комсомольских организаций в работе детских кинотеатров. Горком ВЛКСМ этим вопросом не занимается.
Задачи в текущем в году:
1. Обеспечить кинотеатр новыми фильмами (этот вопрос ставился в Министерстве Федерации).
2. Обеспечить правильный подбор репертуара для детских сеансов.
3. Установить полный контакт в работе кинотеатров и школ.
4. Более организовано проводить кинообслуживание детского зрителя и спланировать эту работу на летнее время.
5. Поставить работу театра 25 лет Октября, так, чтоб наилучшим образом справится с задачей создания действительного детского кино.
Содоклад т. Дулеповой[4] по материалам проверки депутатами работы кино
Депутатами членами комиссии по народному образованию было проведено обслуживание детей кинотеатрами города.
Установлено, что фильмы демонстрируются для детей те же самые, что и для взрослых.
В детском театре демонстрировались фильмы: «Любовный напиток», «Скандал в Клошмерле». Репертуар совершенно не выдержан.
Школьная тематика в кино не отражена. Не демонстрируются для детей научно-популярные фильмы.
Нет контакта между Главкинопрокатом, директорами театров, гороно и директорами школ.
В детских активах состоят неуспевающие дети, на них театр не запрашивает документацию от школы. Такая самодеятельность идет в ущерб учебе.
Актив детей кинотеатра 30 лет ВЛКСМ часто задерживал до позднего часа. За один месяц дети выступили 16 раз, это их отвлекало от занятий.
В кинотеатре Победа детский сеанс проводится в 6 ч[асов] вечера, совсем неподходящее время для школьников.
В будничные дни работа с детьми в театрах не проводится.
В работе с детьми мало нового, программы выступлений те же, что были и год назад.
Неправильным нужно признать использование детей для распространения билетов.
Отказ директоров от демонстрации фильмов в школе правилен, т.к. школы находятся рядом с кинотеатром. Такие сеансы целесообразно устраивать в самых отдаленных школах.
Прения по доклады и содокладу[5]
Т. Караван[6]. Необходимо поставить перед управлением кинофикации вопрос о том, чтоб в кинотеатре были поставлены специальные квалифицированные детские работники. Организовать посещение киносеансов через школы по сменам.
Администрация кинотеатра репертуар подбирает и иногда чисто с финансовой стороны, т.к. должна обеспечить и доходы.
Желательно, чтоб и депутаты помогали в работе кинотеатров и педагоги, чтобы общими усилиями добиться успехов в воспитательной работе с детьми.
Т. Артамонов. Обпрофсовет, отдел народного образования, горком ВЛКСМ должны заниматься вопросом кинообслуживания детей. Чтобы школы ближе стали к работе кино и помогали бы нам в тематических показах.
Т. Москвин. Детский кинотеатр не укомплектован штатами, театр не финансируется. Массовик не включен в смету, а работу с детьми необходимо вести.
Депутаты должны поставить об этом вопрос, чтоб обеспечить необходимыми штатами детский кинотеатр.
Школы должны организовать посещение кино, можно отдельными классами, но чтобы это было планомерно, ежедневно.
Массовик кино Пушкина. Отмечает отзывчивость администрации шк[олы] № 10, о том, что пионеработник шк[олы] № 10 хорошо помогает в организации кинообслуживания.
Т. Гуревич. Неправильно ставить [вопрос] об увеличении штатов, когда Вы знаете, что сейчас стоит вопрос о сокращении штатов, это важное государственное мероприятие. Мы должны перестроиться, выполнить задачу и по работе с детьми.
Детей нужно воспитывать и мы должны это делать. Учитель школы, комсомольские организации и работники театров должны устраивать организованные просмотры картин и с определенной целью.
Т. Стрелова. Тов. Ишмаева говорит о политической ошибке директоров, нельзя бросаться такими обвинениями. Что руководители школ недооцениваю кино в воспитании детей[7]. Каждый директор прекрасно понимает важность значения кино. Отказались директора от кинопередвижек в школах, т.к. целесообразней пойти в кино, оно в двух шагах от школы. Работники кинотеатров не планируют свою работу, поэтому и не выполняется план культурно-массовой работы и финансовый план.
Необходимо составлять план на каждую школу, по дням, с определенной тематикой, нужной для школы картиной.
В кино грубое обращение работников театров с детьми. Необходимо дирекции театров провести с своим обслуживающим персоналом соответствующую работу.
Т. Александров. В работе с детьми — кустарщина, нет планомерной, продуманной работы. Детский кинозритель предоставлен себе, работы с ним не ведется. Администрации не обозначена[8] доходами, выполнением финансового плана.
С мальчишки рубль взят, а картину смотри как знаешь.
Т. Ишмаева должна помогать своим директорам знакомить их с значением картин, неплохо бы к каждой картине дать аннотацию (объяснение содержания), привлечь к этому специалистов.
Нет системы работы с детским зрителем. Эту систему должно создать управление кинофикации.
Детский театр непригляден. Управление кинофикации должно навести там порядок, а мы депутаты поможем.
Т. Ишмаева. Характеристику работы директоров школ в вопросе кинообслуживания не снимаю, я считаю это политической ошибкой.
Возможно я полностью своим докладом не удовлетворила депутатов.
Все претензии и замечания, высказанные депутатами, принимаю.
Но тов. Александров поставил меня в неловкое положение, обрисовал так, что якобы в управлении кинофикации сидит работник без головы, ни в чем не разбирающийся.
Поддерживаю предложение о планировании работы театров по детским сеансам и детского кинотеатра.
П о с т а н о в и л и: см. приложение[9].
Председатель объединенного заседания А. Александров
Секретарь заседания: А. Черепанова[10]
ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 26. Д. 47. Л. 32—36. Подлинник.
[1] Предложение напечатано с нижним подчеркиванием.
[2] Так в документе.
[3] Так в документе.
[4] Фраза «Содоклад т. Дулеповой» напечатан с нижним подчеркиванием.
[5] Предложение набрано с нижним подчеркиванием.
[6] Здесь и далее в прениях все фамилии выступающих набраны с нижним подчеркиванием.
[7] В последних двух предложениях сохранена пунктуация документа.
[8] Так в документе.
[9] Постановление совместного заседания постоянных комиссий горсовета см.: ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 26. Д. 47. Л. 37—38.
[10] Подпись отсутствует.