27 августа в России отмечается День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино. Своим праздником этот день считают и кинолюбители – то есть непрофессиональные кинематографисты, хотя зачастую они могут поспорить с профессионалами за честь называться настоящими мастерами. Появилось любительское кино практически одновременно с профессиональным кинематографом.
Термин «кинолюбитель» ввел французский киновед Леон Муссинак в начале 1920-х годов, говоря о необходимости энтузиастов объединяться в киноклубы, подобно клубам туристов. В середине 1920-х этот термин широко использовался в советских журналах и газетах. Созданное в 1925-м Общество друзей советского кино, председателем которого был Феликс Дзержинский (!) уже в 1927-м заключило соглашение с «Совкино» на использование в киножурналах любительской кинохроники. Так началась эпоха самодеятельных фильмов: в крупных городах открывались кинокружки, которым «Совкино» выделяло пленку и киноаппаратуру, а также помогало организовывать экспедиции для кинолюбителей в отдаленные регионы страны с профессиональными операторами[1].
Кто такой кинолюбитель? Это энтузиаст, для которого кино является внутренней потребностью, а не профессией, это увлеченный человек, отдающий своему любимому делу творческую энергию, свободное время, денежные средства, ведь киносъемка – дело не дешевое, дохода не приносит. Поэтому кинолюбительство поначалу в СССР развивалось довольно слабо, считалось феноменом, немного даже причудой отдельных людей. А во время Великой Отечественной войны вообще сошло на нет – было не до дорогостоящих увлечений. Только после войны появилась возможность восстановить фотокиносекции и кружки в клубах и домах культуры. Но второе рождение кинолюбительства следует отнести к 1957 году – тогда была создана Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями при правлении Союза кинематографистов СССР. Возглавлял ее известный кинорежиссер Григорий Рошаль. Цель этой организации – развивать самодеятельное киноискусство, помогать творческим людям самореализовываться, с помощью кино пропагандировать передовой производственный опыт, технические знания, духовно развиваться, формировать эстетический вкус, организовывать досуг свой и окружающих. Кинолюбительство стало восприниматься как массовая и необычайно богатая по возможностям форма художественной самодеятельности трудящихся.
Созданием кинолюбительских студий должны были заняться профсоюзные организации, в ведении которых находились дома культуры и, конечно, финансовые средства. Поэтому закономерно, что сведения о развитии кинолюбительства в Южноуральском регионе сохранились в фонде Челябинского областного совета профессиональных союзов, документы которого находятся в Объединенном государственном архиве Челябинской области (Ф. П-282).
Первые документы о любительских киностудиях в Челябинской области датируются 1961 годом. Это было время «хрущевской оттепели», эпоха свободы, затронувшая почти все стороны жизни советского человека, когда заметно ослабла цензура в литературе и кино, легче задышало неофициальное искусство, которое перестали загонять в рамки сталинского соцреализма, когда на авансцену вышли романтические герои – ученые, инженеры, геологи. Кстати, они и создали первые кинолюбительские студии на Южном Урале, вернее они стали первыми создавать фильмы, а студии существовали при дворцах и домах культуры.
В 1961 году по итогам Всесоюзного общественного смотра клубов профсоюзов в Челябинской области насчитывалось 10 киностудий с охватом 147 человек[2]. Студии организовались при ДК ЧМЗ (руководитель О.П. Пучков), ДК ЧТЗ (руководитель А.А. Соколов), на Уральском автомобильном заводе, заводе «Сигнал», заводе им. Серго Орджоникидзе, Челябэнерго, заводе «Магнезит», железнодорожной станции Карталы и др. предприятиях. А к 1965 году киностудии появились во Дворцах культуры: Южно-Уральской железной дороги, Златоустовского машиностроительного завода, треста «Магнитострой», Ашинского завода «Электролуч», Магнитогорского металлургического комбината, Челябинского электрометаллургического комбината, Магнитогорского дома юных техников, Коркинского горного техникума, Научно-исследовательском институте измерительной техники (Е.Г. Садаков) и др.[3]
Челябинские кинолюбители набирали обороты, необходимо было продемонстрировать результаты творчества, обменяться опытом, набраться новых идей. Областной профсоюз был заинтересован в развитии киносамодеятельности и в 1964 году вынес постановление о подготовке кадров кинолюбителей. На двухгодичные (!) заочные курсы повышения квалификации в Московское общество кинолюбителей президиум облсовпрофа решил направить 21 человека за счет своих профсоюзных организаций. В списках значились кинематографисты-любители из Карталов, Чебаркуля, Аши, Магнитогорска, Челябинска, Кургана и др. городов[4].
Новое дело кинолюбительства требовало не только поддержки, но и изучения. Нужно было разобраться в природе этого движения и до конца уяснить его потенциальные возможности, определить его размеры, четко представить перспективы. Помочь в этом могли фестивали и смотры самодеятельного киноискусства. Челябинские кинолюбители представляли свои фильмы на большие смотры. Так, на II Всероссийском смотре в Ленинграде (1960) киноочерк «Труд и отдых челябинских металлургов» (студия «ЧМЗ-фильм») получил диплом. Это была первая награда начинающих кинолюбителей Южного Урала.
Областная профсоюзная организация с 1961 года проводила свои региональные фестивали-смотры любительских фильмов. В документах ОГАЧО сохранились сведения о пятом фестивале, который состоялся в Челябинске в январе 1965 года[5]. В областном смотре любительских фильмов приняли участие 17 студий, киноколлективов и отдельные кинолюбители; было представлено 37 фильмов и сюжетов различной тематики и жанров на 8-, 16- и 35-мм кинопленке. Жюри конкурса отметило, что, по сравнению с предыдущим смотром, прошедшем в октябре 1963 года, повысился творческий рост киноколлективов, улучшилось операторское мастерство, увеличилось количество детских киностудий. Одновременно смотр выявил и ряд недостатков. Не все профорганизации и их культучреждения, где была киносъемочная аппаратура, имеют любительские киностудии, нерегулярно участвуют в смотрах-конкурсах. Названы и наиболее отстающие в этом отношении ДК. К примеру, ниже своих возможностей представили на смотр фильмы киностудии Златоустовского дворца пионеров, Дома культуры Уральского автомобильного завода, правобережного Дворца культуры ММК. Совсем не участвовали в смотре кинолюбители из Дворца культуры Златоустовского машиностроительного завода[6].
По итогам областного смотра любительских фильмов диплом 1-й степени и первую денежную премию в сумме 200 рублей присудили коллективу детской технической станции завкома профсоюзов Челябинского тракторного завода за фильмы «Достойная смена» и «На родине космонавта». Также диплом 1-й степени и денежную премию получили фильмы «Потерянная кинокамера», «По нашему краю», «Буратино танцует», созданные киностудией завкома профсоюза Ашинского завода «Электролуч». Второе место завоевали фильмы «Мальчишки с нашей улицы» (клуб юных техников профкома ММК), «По реке Ак-Идель», «Бегущие по волнам», «Паровоз – красные колеса» (Левобережный Дворец культуры ММК), «Творцы чудесных шлаков» (ММК). 3-ю премию получил сюжет «Встреча артистов» (Правобережный Дворец культуры ММК); поощрительным дипломом за операторское искусство в фильме «Незабываемые встречи» награжден коллектив Златоустовского дворца пионеров и т.д.[7]
На второй, заключительный тур третьего Всесоюзного смотра направлены фильмы: «Достойная смена», «Потерянная кинокамера», «По реке Ак-Идель», «Творцы чудесных шлаков».
Заметные успехи южноуральских кинолюбителей подготовили условия для создания областного общества кинолюбителей. В 1966 году при облсовпрофе был образован киноклуб, который объединил 82 любительские студии. На его первом заседании в 1966 году председателем совета киноклуба избирается энтузиаст, организатор и бессменный руководитель киностудии челябинских металлургов Олег Пучков. Цель общества – развивать киноискусство, добиваться его массовости, оказывать методическую и практическую помощь, учить руководителей студий и начинающих кинолюбителей режиссерскому и операторскому мастерству. Для этого по вторникам в киноклубе проводились дни консультаций и занятий с начинающими, которых к тому времени было 40 человек. Каждый четверг проводились творческие встречи с операторами профессионального кино, разбор документальных фильмов, отчеты студий, встречи с интересными людьми. Летом – недельный семинар для руководителей студий с приглашением режиссеров из Свердловска, Ленинграда и Москвы.
Киноклуб занимался обеспечением студий кинопленкой, съемочной и проекционной аппаратурой, обработкой, копированием и озвучиванием фильмов. Для этого в киноклубе имелось все необходимое оборудование: кинолаборатория, проявочные машины, просмотровый зал, фонотека и т.д. Только за 1973 год продано студиям 140 тыс. м пленки и оборудования на 11 тыс. рублей, обработано 10300 м пленки. Киноклуб имел основные средства на 50 тыс. рублей[8]. Все это давало возможность сократить расходы любительских студий, так как не было необходимости иметь это оборудование непосредственно на местах. Так же все это было необходимо для творческого роста кинолюбителей. При клубе была создана собственная любительская киностудия, которой руководил инженер ПО «Полет» Я.А. Шварц.
Южноуральские творцы любительского кино достигали высоких художественных результатов. В 1965 году киностудии «ЧМЗ-фильм» за успехи в развитии самодеятельного кино и создание фильмов на уровне профессиональных кинематографистов было присвоено звание народной – второй в Советском Союзе. На Всесоюзном конкурсе «Профсоюзы — школа коммунизма» (1969) главный приз с вручением Большой золотой медали лауреата получил фильм народной киностудии «ЧМЗ-фильм» «Рабочий человек» – о знатном сталеваре Иване Панфиловском. Позднее фильм «Рабочий человек» получал призы на многих международных смотрах-конкурсах: «СССР-ГДР», «СССР-Финляндия», на фестивале социалистических стран. А фильмы этой же студии «Юбилейный номер» и «Шлак и сталь» получил дипломы на Всесоюзном конкурсе любительских фильмов, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
На первом Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества трудящихся РСФСР первый приз завоевал фильм «Мы кузнецы» (киностудия ДК ММК).
Интерес к кинолюбительству так вырос, что в начале 1970-х годов на Челябинской студии телевидения была создана программа «Объектив», которая шла раз в квартал, пропагандировала любительское кино и вела разговор о творчестве. Каждый год проводились фестивали любительских фильмов и показ лучших картин кинолюбителей[9].
Очередной смотр прошел в мае 1973 года под девизом «Третий решающий» и был посвящен девятой пятилетке. В смотре приняли участие 24 любительских фильма, отвечающих теме. В декабре 1973 года проведен дополнительный просмотр фильмов под девизом «Тебе, Родина, наш ударный труд»[10]. В ходе подготовки к конкурсу активизировалась работа студий, было вновь создано 26 любительских киностудий, в том числе во Дворце культуры Симского механического завода, Всесоюзном теплотехническом институте, в Челябинской дорожной больнице. Активное участие в конкурсе приняли любительские студии Коркинского дворца культуры им. Кирова, Миасского дворца культуры «Прометей», Научно-исследовательского института измерительной техники, а также кинолюбители В. Соболев, Г. Соболев, А. Ушков и другие. Лучшими работами признаны любительские фильмы «30 лет ЧМЗ» народной киностудии ДК ЧМЗ (руководитель О. Пучков), «Дуэль» киностудии НИИИТ (руководитель Е. Садаков, автор Я. Капилевич), «В передовом отряде» киностудии Синеглазовской геодезической экспедиции. Кроме того, отмечены фильмы за лучшие творческие достижения и находки, операторское мастерство, режиссуру, сценарий, музыкальное оформление, техническое качество: «Вне времени» и «Отдых, отдых, отдых» киностудии Миасского ДК «Прометей» (автор А. Ушков), «Меня называют рыцаренком» киностудии Коркинского ДК им. Кирова (руководитель О. Максимов), «Царство камня» киностудии Симского механического завода.
При областном клубе кинолюбителей профсоюзов начал работать «Кинотеатр любительского фильма». Гостями смотров-конкурсов любительских фильмов, участниками телепередач были кинолюбители из Кургана, Ленинграда, Свердловска, городов Прибалтики и других регионов СССР[11].
Интересно, что руководителями и членами любительских киностудий, а также авторами фильмов были фондообразователи Объединенного государственного архива Челябинской области. Так, членом студии при ДК ЧЭМК был будущий искусствовед, член Союза художников СССР, а на тот момент плавильщик завода Олег Афаевич Кудзоев[12]. В ДК ЧТЗ создал киностудию и был ее руководителем Александр Александрович Соколов, инженер ЧТЗ, легендарный разведчик, знаменосец 63-й Челябинской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса. Создателем и руководителем студии «НИИИТ-фильм», впоследствии «Садаков-фильм», а также автором и режиссером фильмов был инженер Евгений Георгиевич Садаков. Кинолюбительством занимался и поэт, художник, сценарист, режиссер, продюсер член Союза журналистов РФ Василий Юрьевич Смелянский, чей личный фонд тоже находится на госхранении в архиве. В нашем архиве хранятся любительские киноленты директора завода «Сигнал» Александра Михайловича Ушкова. Недавно мне прислал свой фильм, снятый в середине 1960-х годов и посвященный развитию энергетики в Челябинской области и людям этой профессии, Лев Владимирович Бондаревский, работавший руководителей одного из подразделений «Челябэнерго», человек, увлеченный литературой, кино и вообще творчеством.
Кстати, членами жюри областных смотров-конкурсов любительского кино тоже были фондообразователи архива: журналист Леонид Чернышов, искусствовед Олег Кудзоев, писатель Кирилл Шишов. А председатель Челябинского областного совета профсоюзов В.А. Антипин, во время работы которого кинолюбительство особенно широко развивалось, запечатлен на фотографии, хранящейся в архиве, с кинокамерой[13].
В конце 1980-х годов многие любительские киностудии прекратили свое существование. Началась перестройка всей системы страны, было не до любительских фильмов. Лишь одна киностудия сохранялась на плаву – «Садаков-фильм» (Научно-исследовательский институт измерительной техники). Евгений Георгиевич Садаков был страстным кинолюбителем. Я не раз бывала в его студии. Последние его фильмы – это летопись политических событий в Челябинске конца 1980-х – начала 2000-х годов. Большие бобины кинолент в 2016 году были переданы в архив после смерти Евгения Садакова его супругой Ираидой Анатольевной. Многие из его фильмов переведены в цифровой формат: «Ветер, скалы и снег», «Осенние зарисовки», «Память», «Старое кино», «Девчонок не берем», «Мы живы, пока поем», «Утро тревожное», «Назад к Ленину» и другие. Также в архиве хранятся любительские фильмы Александра Михайловича Ушкова – о природе, охоте и рыбалке. А в Музее трудовой и боевой славы ЧТЗ сохранилось 17 фильмов, среди них художественно-документальные: «Один день и вся жизнь», «Встреча с песней», «Дорогой отцов» (авторы сценариев – Е. Ховив, А. Панкратов, оператор А. Соколов); и технические: «Трактор Т-330», «Трактора с дистанционным управлением», «Механизированная линия по изготовлению опорных катков», «Трактор Т-800» (режиссер и оператор Н. Братанов).
Елена Рохацевич
Фото из фондов ОГАЧО
Благодарим Ираиду Анатольевну Садакову, вдову Е.Г. Садакова
и директора Музея трудовой и боевой славы ЧТЗ Надежду Артемьевну Дида
за предоставление материалов и информационную поддержку.
[2] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 217. Л. 36.
[3] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 304. Л. 5-6, 15.
[4] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 304. Л. 10.
[5] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 304. Л. 13.
[6] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 304. Л. 5.
[7] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 304. Л. 18..
[8] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 653а. Л. 3.
[9] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 653а. Л. 2.
[10] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 653а. Л. 9.
[11] Мазова В.И. Кинолюбительство // Челябинская область: экциклопедия / гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т.3. С. 201-202.
[12] ОГАЧО. Ф. П-282. Оп. 3. Д. 304. Л. 17.
[13] ОГАЧО. Ф. П-805. Оп. 2. Д. 24. Л. 1.