Челябинск и Кабул: еще один штрих к истории международных связей Южного Урала


Челябинск и Кабул: еще один штрих к истории международных связей Южного Урала

45 лет назад, 15 февраля 1989 г., последние части Советской Армии покинули территорию Афганистана. Тем самым была поставлена точка в долгом, затяжном конфликте, столь дорого давшемся Советскому Союзу.

В апреле 1978 г. к власти в Афганистане пришла просоветская коммунистическая Народно-Демократической партией Афганистана (НДПА), взявшая курс на форсированную модернизацию страны. Проводя свою политику довольно жесткими методами, прибегая к террору, она очень быстро натолкнулась на отчаянное сопротивление местных исламистов, нашедших поддержку среди сельского населения и пользовавшихся помощью стран капиталистического блока. В Афганистане началась гражданская война. В декабре 1979 г. руководство СССР, видя слабость НДПА и опасаясь вовлечения в страну новых сил (в том числе прихода туда Китая, с которым в тот момент вновь обострились отношения), приняло решение о вводе своих войск. Фактически именно благодаря стараниям Советской Армии НДПА столь длительное время продолжала оставаться правящей партией.

После ухода советских войск ситуация начала меняться. Уже в 1990 г. партия изменила свое название на Ватан (в переводе на русский язык — Отечество), а марксизм-ленинизм перестал быть основой ее политической доктрины. После распада СССР правящая партия лишилась последней помощи извне и прекратила свое существование, а столица Афганистана Кабул в апреле 1992 г. оказалась занята моджахедами.

Конечно же, поддержка, оказываемая правящей верхушке Афганистана, не ограничивалась только отправкой туда солдат. Советский Союз оказывал помощь материально-финансовую и кадровую, задействуя при этом многие из своих регионов. Вот и Челябинская область 13—17 июня 1987 г. встретила у себя делегацию высокопоставленных гостей из Афганистана.

Сохранился список лиц, входивших в состав делегации. В него вошли представители как партийных структур, так и государственных органов этой далекой страны. Нашими гостями стали: Зохур Размджа, член Политбюро НДПА, первый секретарь Кабульского горкома НДПА, являвшийся главой делегации; Афзал, председатель исполкома Совета народных представителей провинции Кабул; Адина Сангин, председатель исполкома Совета города Кабула; Факир Мохаммед Некзад, начальник департамента по капитальному строительству Главплана Афганистана; Фазлакмад Тугьян, секретарь Кабульского провинциального комитета НДПА и Хабибула Амини, заместитель начальника территориального департамента Госплана Афганистана[1]. Как видим, речь шла о далеко не последних лицах государства.

Программа визита, мягко говоря, была очень насыщенной. Приезжала делегация 13 июня поздним вечером, в 23:15 и из аэропорта фактически сразу же направлялась в гостиницу «Лесопарковая». На следующий день, после завтрака, гости отправлялись в обком партии, где общались с руководством области (помимо первого секретаря обкома КПСС Н. Д. Швырева и председателя Челябинского облисполкома Е. Ф. Куракина среди лиц, участвующих в беседе, указаны и будущие главы области В. П. Соловьев и П. И. Сумин), затем члены делегации возлагали цветы к памятнику В. И. Ленина, после чего их ожидала обзорная экскурсия по городу, знакомство с Челябинским трубопрокатным заводом и посещение театра оперы и балета им. Глинки (смотрели спектакль Киевского театра оперетты «Поцелуй Чаниты»). 15 июня полностью ушло на знакомство с предприятиями города: Челябинским тракторным заводом, заводом железобетонных изделий № 1, комбинатом хлебопродуктов № 1, Челябинской обувной фабрикой. Вечером был визит в Торговый центр, просмотр кинофильмов, посвященных Челябинску, а в 23:15 их ожидал поезд до Магнитогорска.

В Магнитогорске 16 июня делегацию после беседы в местном горкоме и экскурсии по Магнитогорскому металлургическому комбинату ожидало участие в митинге афганско-советской дружбы, встреча со своими соотечественниками, проходившими обучение в индустриально-педагогическом техникуме и посещение озера «Банное». Ночью, в 23:00, гости из Афганистана возвращались в Челябинск. Последний день, 17 июня, отводился под знакомство с сельскохозяйственными предприятиями Сосновского района (совхоз «Дубровский» и госплемзавод «Россия», предшествовала посещению еще одна беседа уже в Сосновском райкоме КПСС), выступление по телевидению, еще один митинг афганско-советской дружбы и самое главное, ради чего этот визит и был затеян, — подписание договора о сотрудничестве между Челябинской областью и Кабульской провинцией. В 01:05 ночи гости вылетали из Челябинского аэропорта в Ташкент[2].

Первая из бесед, состоявшаяся в Челябиском обкоме, была застенографирована. Н. Д. Швырев довольно обстоятельно рассказал о Челябинской области и ее экономическом потенциале[3].

Однако мы может узнать о вопросах, заданных членами делегации. Гости их Афганистана интересовались процессом перевода предприятий на хозрасчет, создания кооперативов и частного сектора в экономике, гласностью, борьбой с пьянством и проблемами озеленения города[4]. Наверное, те же вопросы мог бы задать и простой советский обыватель, с той лишь разницей, что стандартные ответы, прозвучавшие в беседе, вряд ли смогли бы его удовлетворить.

Конечно же, заранее была прописана программа митинга советско-афганской дружбы, состоявшегося в Челябинске 17 июня 1987 г. Открывало митинг выступление председателя Челябинского облисполкома Е. Ф. Куракина. Коротко представив всех членов делегации Афганистана, очертив состав участников митинга (представители трудящихся, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, солдаты, вернувшиеся домой после срочной службы в этой стране), он передал слово Н. Д. Швыреву. Вслед за главой обкома слово дали представителям рабочих коллективов (сварщик Южуралтрасстроя В. Ф. Смирнов и слесарь электровозоремонтного завода В. Г. Паутов), первому секретарю Челябинского обкома комсомола И. В. Горохову. Далее выступали представители военных служб, а именно: библиотекарь Высшего военного авиационного училища штурманов К. П. Ермакова и областной военный комиссар С. Я. Катичев. Предпоследней получила слово студентка Челябинского политехнического института (ныне ЮУрГУ) С. Ю. Амбурцева, череду выступавших замыкал глава делегации из кабула Захур Размджу[5].

По итогам митинга была принята резолюция, зачитать которую перед собравшимися поручили Герою Социалистического Труда, бригадиру монтажников треста Коксохиммонтаж Л. В. Мацкову. Как это несложно понять, текст ее сводился к утверждению о нерушимости дружбы и сотрудничества народов двух стран. При этом ответственность за продолжающуюся гражданскую войну возлагалась на «международный империализм и силы реакции, которые своим вмешательством во внутренние дела Афганистана толкают его народы на братоубийственную войну». Завершался текст резолюции возгласом: «Да здравствует мир во всем мире»»[6]. Начинался митинг исполнением гимнов Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, завершался — «Интернационалом»[7].

Конечно же, самым главным из всех отложившихся в Объединенном государственном архиве Челябинской области документов об этом визите является подписанный сторонами план связей Челябинской области и Кабульской провинции на 1987—1988 годы. Первый пункт этого плана предполагал обмен делегациями, причем Кабульская провинция брала обязательство ежегодно отправлять своих посланников, Челябинская область — один раз в два года. Продолжался обмен специалистами, программы обучения (заметим, что на тот момент граждане Афганистана уже учились в Магнитогорском индустриально-педагогическом техникуме), предполагался прием афганских школьников для отдыха в пионерские лагеря Челябинской области. Челябинцы обещали в рамках братской помощи отправить своим партнерам материальную помощь. К плану был приложен перечень предметов, передаваемых в дар Кабулу и Кабульской провинции. Перечень был, мягко говоря, обширным и состоял из 88 пунктов. В него были включены как предметы бытового обихода (мебель, телевизоры, радиоприемники, телефонные аппараты, одежда, канцтовары), так и медицинское оборудование (электрокардиограф, наркозные аппараты, лекарства), дорожные машины (самосвалы, бульдозер ДЗ-42, экскаватор Э-153), сельскохозяйственная техника (доильные аппараты, машины для заготовления кормов) и минеральные удобрения. В дальнейшем подписавшие план стороны считали возможным установить уже полноценные взаимовыгодные торговые отношения, однако оставляли эту идею на будущее[8].

Договор был рассчитан на 1987—1988 гг. Предполагалось, что после его истечения связь Челябинской области и Кабульской провинции не будет разорвана, заменой ему станут рассчитанные на два года программы сотрудничества и дополняющие их конкретные ежегодные планы двусторонних связей. Увы, время распорядилось иначе. Обстановка как в Афганистане, так и в самом Советском Союзе (существовать которому оставалось всего четыре с половиной года) не располагала к полноценным, стабильным и длительным отношениям. Мир в конце 1980-х гг. стремительно менялся…

М.А. Базанов,

кандидат исторических наук, главный археограф

Объединенного государственного архива Челябинской области



[1] ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 200. Д. 294. Л. 7.

[2] Там же. Л. 8—14.

[3] ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 204. Д. 1333. Л. 27—41.

[4] См.: ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 200. Д. 294. Л. 1—6.

[5] Там же. Л. 15—17.

[6] Там же. Л. 19.

[7] Там же. Л. 16.

[8] Там же. Л. 21—