«Анархо-футуризм» в Челябинске: судьба литературного журнала «Сдвиг» (1923)


«Анархо-футуризм» в Челябинске: судьба литературного журнала «Сдвиг» (1923)

 

Как правило, обывательское сознание рисует 1920-е гг. временем, когда само общество и советская власть всячески благоприятствовали развитию разного рода авангардных художественных течений, представители которых, пользуясь своей безнаказанностью, могли свободно совершать любые эксцентрические выходки, направленные против привычных обывательских этических и эстетических представлений. Документы, однако, свидетельствуют о том, что все было не столь просто.

В марте 1923 г. вышел в свет первый и, как оказалось впоследствии, единственный номер литературного журнала «Сдвиг», подготовленный челябинской литературной ассоциацией «Челита». Произведения, вошедшие в его состав, создавались под явным влиянием самых «модерновых» литературных течений того времени, начиная от футуризма и пролеткульта до имажинизма и крестьянской поэзии[1]. Однако литературные вкусы руководства Челябинского губкома партии и местных литераторов явно рознились. Так, еще до выхода сборника агитпропотдел, делая наставления руководству газеты «Советская правда» за публикацию «неправильного» стихотворения Гр. Вольного (ставшего одним из авторов «Сдвига»), писал: «Футуризм даже искушенными людьми переваривается с трудом…». «Сдвиг» же вообще был обвинен в целом наборе «прегрешений», от якобы присутствовавших в нем «антисемитских ноток» до выглядящего курьезным «анархо-футуризма». В своей рецензии секретарь губкома М. И. Лисовский назвал «Сдвиг» «пошлейшей бездарью». Возмущение его, в частности, вызвала фраза «бабы, опоцелованные зарей, свою дружбу с коровой старой не променяют ни на какую долю», в которых он видел скрытый протест против политики эмансипации женщин советской властью, а строку «нож вместо креста на шее» расценил как изображение большевика «зарубежным черносотенным романистом»[2]. Сейчас, когда в школьную программу уже давно включены произведения Максимилиана Волошина, Велимира Хлебникова, Сергея Есенина (в частности поэма «Инония»), гнев челябинского секретаря кажется странным.

Ранее исследователи на этом моменте и заканчивали историю журнала, однако новые обнаруженные нами документы говорят о том, что скандал быстро вышел за пределы Челябинской губернии и судьба «Сдвига» решалась на уровне Центрального бюро работников печати и агитпопотдела ЦК РКП(б). Увы, Москва приняла сторону местных властей. Мы не ставим своей целью дать оценку художественным достоинствам сборника (к счастью, в Челябинской областной универсальной библиотеке сохранилась его микрофильмированная копия – по всей видимости, единственная, что дошла до наших дней, весь остальной тираж, как свидетельствует литератор Н. Ф. Бутрин, был уничтожен), но отметим, что после его разгрома литературная жизнь Челябинска замрет надолго…

Публикацию подготовил канд. ист. наук, ведущий археограф ОГАЧО М. А. Базанов.

 

№ 1. Официальное письмо заведующего отделом агитации и пропаганды Челябинского губкома РКП(б) редактору газеты «Советская правда» (Челябинск) о публикации стихотворения Гр. Вольного «Рождество анти-Христово».

11 января 1923 г.

Отв[етственному] редактору «Сов[етской] правды»

Копия Ур[альскому] бюро ЦК п[од]о[тдел] печати

В сегодняшнем номере «Сов[етской] правды» (№ 7 – 11/I-[19]23 г.) напечатаны стихи Гр. Вольного «Рождество Антихристово»[3].

Нужно отметить, что стихи вообще далеко не удачные, а главное это то, что стиль построения стихов для массовой рабоче-крестьянской газеты совсем не подходящий.

Футуризм даже искушенными людьми переваривается с трудом, но тем более для рабочих и крестьян такие стихи останутся совершенно непонятными.

Губком считает, что всякие труды и тем более на антирелигиозную тему должны быть излагаемы просто и ясно, так как газета старается обслужить широкую массу, а не узкую группу литераторов, а это основное в нашей газете и не должно забываться.

Предложите т. Гр. Вольному писать проще, сообразуясь с задачами «Сов[есткой] правды».

Зав[едующий] агитпропом губкома Брусин

Зав[едующий] п[од]отделом печати Внуков

Помета: № 102. 11/I [19]23 г.

ОГАЧО. Ф. П-77. Оп. 1. Д. 733. Л. 12. Отпуск. Машинопись.

№ 2. Из отчета агитационно-пропагандистского отдела

Челябинского губкома РКП(б) за март 1923 г.

Не ранее марта 1923 г.

[…] Выпущен журнал «Молот» № 4. Кроме того, литературной ассоциацией г. Челябинска в составе молодых журналистов-коммунистов и беспартийных был выпущен один №[4] журнала «Сдвиг». Журнал без определенного направления, наполнен статьями, пропитанными обывательским верхоглядством. В одной из статей проскальзывают антисемитские нотки.

Коммунистам было предложено прекратить сотрудничество в журнале и он прекратил свой выход. Характерно, что в журнале принимали [участие] тт.[5], недавно окончившие курс Института красной журналистики в Москве и отличились особенными анархо-футуристическими статьями. […][6]

ОГАЧО. Ф. П-77. Оп. 1. Д. 722. Л. 63-64. Отпуск. Машинопись.

№ 3. Выписка из протокола заседания президиума Центрального бюро секции

работников печати профсоюза работников просвещения РСФСР

о литературном журнале «Сдвиг».

Не ранее 5 июня 1923 г.[7]

Выписка их протокола № 7/34 заседания президиума ЦБ секции рабпечати

С л у ш а л и: О деле т. Ганского – т. Нарбут[8].

П о с т а н о в и л и: Согласится со следующим заключением Нарбута: «Антисемитизма как такового ни в “Истории моего современника” (П. Ганского), ни в самом журнале нет, но в нем много пошлости и бездарности. В этом отношении рецензия т. Лисовского[9] вполне правдива и уместна». «Сдвиг», как орган бесполезный, закрыть.

Выписка верна: [подпись неразб.]

Пометы: г. Челябинск т. Лисовскому губком РКП. Лис[овский] 5/VI [19]23. АПО[10] Т. Б[русин] 5/VI. Вх[одящий] № 3468 6/VI – [19]23 г.

ОГАЧО. Ф. П-77. Оп. 1. Д. 733. Л. 106. Заверенная копия. Машинопись.

№ 4. Докладная записка отдела агитации и пропаганды Челябинского губкома РКП(б) агитационно-пропагандистскому отделу ЦК РКП(б) о закрытии литературного журнала «Сдвиг»

15 июля 1923 г.[11]

Москва

Агитпроп ЦК

На Ваш № 7/9152 от 10-го июля с[его] г[ода] АПО губкома сообщает, что издание журнала «Сдвиг» с 1-го номера прекращено.

Зав[едующий] АПО губкома Бутов.

Зав[едующий] секретаря АПО Коробов[12].

Помета: № 3666. 15/VII [19]23.

ОГАЧО. Ф. П-77. Оп. 1. Д. 733. Л. 112. Отпуск. Машинопись.

№ 5. Из статьи Н. Ф. Бутрова[13]

«О литературных кружках в городе Челябинске с 1919 г. по 1926 г. (очерк)»[14]

1926 г.

[…] После этой истории до конца [19]22 года, до приезда «Осы-Лескова» и Игнатьева в Челябинск, литературные силы как бы отсутствовали. Лесков и Игнатьев – люди с огнем, молодые, кипучие и оба с уклоном влево, - взбудоражили Челябинск.

Диспут за диспутом, доклад за докладом…

Появляется Владимир Ветров. Устраивается в пользу литературной ассоциации вечер в Народном доме.

Создается редакционная коллегия журнала «Сдвиг», во главе которой становится редактор газеты «Советская правда» Голубых[15], автор книги «Уральские партизаны» и «Очерки глухой деревни».

Весной [19]23 года журнал выходит в свет, но, через 2-3 дня конфискуется за антисемитизм.

Большинство участвовавших в этом журнале были уволены и переведены на другую работу.

До сего времени знающие об этой истории жители называют участников журнала «сдвиговцами».

После этого до осени [19]25 года литературной организации в Челябинске не существовало. […][16]

Челябинский красный библиотекарь. 1926. № 6-7 (19-20). С. 123-125.

 



[1] См.: Васильев И.Е. Вызовы революционной современности и челябинский журнал «Сдвиг» (1923) // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы : сб. ст. Екатеринбург , 2009.  Вып. 2. С. 278–282; Журавлева Н.С. Литературные объединения Челябинска и окрестностей в 1920 – 1930-е гг. // URL: http://litkarta.chelreglib.ru/unions/literaturnye-obedineniya-chelyabinska-i-okrestnost/#_edn6 (дата обращения – 29.04.2019).

[2] См.: Лисовский М. [Рец. на журнал «Сдвиг»] // Советская правда (Челябинск). 1923, 29 марта. № 70. С. 3.

[3] Неточность, стихи Гр. Вольного назывались «Рождество анти-Христово» (см.: Советская правда. 1923, 11 января. № 7. С. 3).

[4] Так в документе.

[5] Так в документе.

[6] Опущен фрагмент, не имеющий отношения к журналу «Сдвиг».

[7] Датировано по пометам на документе.

[8] Нарбут Владимир Иванович (1888-1938), русский поэт, литературный критик, советский руководитель. До революции примыкал к литературному движению акмеистов. В годы гражданской войны примыкал к большевикам, был организатором ряда пробольшевистских изданий в России и Украине. С 1922 г. на работе в Наркомпросе. В 1924—1927 гг. заместитель заведующего Отделом печати при ЦК ВКП(б), в 1927—1928 гг. один из руководителей Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. В 1928 г. исключен из партии за сокрытие обстоятельств, связанных с его пребыванием на территории, занятой белыми войсками, был уволен, жил за счет литературной деятельности. В 1936 г. арестован, осужден на 5 лет заключения, в 1938 г. был вновь осужден за контрреволюционный саботаж, расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

[9] Лисовский Моисей Ионович (1887-1938), революционер, участник гражданской войны, партийный деятель. Принял активное участие в первой русской революции 1905-1907 гг. В 1908 г. арестован, приговорен к 4 годам каторги. В 1910 г. бежал в США. В 1917 г. вернулся в Россию. В 1920-1921 гг. военком 9-й стрелковой дивизии, член РВС Туркестанского фронта. С октября 1922 по август 1923 гг. секретарь Челябинского губкома РКП(б), член президиума Челябинского окрисполкома. В августе 1923 г. отозван в распоряжение ЦК РКП(б). Последняя занимаемая должность – начальник строительства завода «Дальвост-элемент». Арестован в 1937 г., расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

[10] АПО – агитационно-пропагандистский отдел.

[11] Датировано по помете на документе.

[12] Подписи под документом отсутствуют, указаны лишь расшифровки.

[13] Бутров Николай Федорович (1884-1933), техник-строитель, поэт. В Челябинске с 1919 г., работал в строительном бюро, руководил культурно-просветительской работой в Союзе горняков. Стихи поэта печатались в газетах «Советская правда», позднее – «Челябинском рабочем».  Входил в литературную ассоциацию губернской секции работников печати «Челита», участвовал в выходе сборника «Сдвиг». С 1927 г. оргсекретарь Челябинской ассоциации пролетарских писателей (ЧАПП). Последние годы жизни подвергался идеологическим нападкам, был исключен из состава правления ЧАПП.

[14] Первую републикацию воспоминаний см.: Андреева Т.А. О литературных кружках в Челябинске в 1919 – 1926 годах // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 1 «История». 2000. № 1. С. 90-94.

[15] Голубых Михаил Дмитриевич (1897-1971), революционер, участник Гражданской войны, писатель, журналист, краевед, этнограф, педагог, кандидат филологических наук (1954). В 1917 г. председатель военной секции Челябинского совета. В 1918 г. руководил разгоном Златоустовского совета. В годы Гражданской войны член партизанского отряда Блюхера-Каширина, начальник оперативного штаба. После демобилизации журналист, один из редакторов газеты «Советская правда». В 1926 г. некоторое время занимал должность директора Челябинского архива. В силу принадлежности к левой оппозиции после скандала с самоубийством шурина (брата жены) Б. Я. Елькина был вынужден уехать из Челябинска. Автор ряда художественных произведений, историко-публицистических и этнографических работ. В 1930-е гг. переехал в Свердловск, где работал в облплане. Неоднократно исключался из партии, в 1937 г. несколько месяцев находился под арестом. В 1941 г. закончил Свердловский педагогических институт, защитил диссертацию («Говоры Белоярского района Свердловской области»). Преподавал в средних учебных заведениях, занимался научной работой, писал воспоминания.

[16] Опущены все фрагменты текста, непосредственно не относящиеся к выпуску журнала «Сдвиг».