155 лет со дня рождения академика Петра Павловича Маслова: его след в истории родного края


155 лет со дня рождения академика Петра Павловича Маслова: его след в истории родного края

15 (27) июля 1867 г. в семье старообрядцев-казаков выселка Масловского Уйской станицы родился выдающийся русский экономист, ученый-аграрник, действительный член Академии наук СССР Петр Павлович Маслов. Его отец Павел Алексеевич владел золотым прииском, торговал скотом и был одним из самых состоятельных жителей Уйского станичного юрта, прочное материальное положение семьи позволяло отправить сына учиться. Будучи студентом Казанского университета, Петр Павлович примкнул к революционному движению, за что подвергался ссылке и тюремному заключению, в те годы состоял в переписке с В.И. Ульяновым (Лениным). После раскола РСДРП в 1903 г. П.П. Маслов примкнул к меньшевикам и стал одним из идейных руководителей фракции. Как отмечалось во 2-м издании Большой советской энциклопедии, в годы Первой мировой войны Маслов «занимал открытую социал-шовинистическую позицию, т.е. всем сердцем желал победы русского оружия в борьбе с германским империализмом. Там же указывалось, будто П.П. Маслов после Великой Октябрьской социалистической революции от политической деятельности отошел, а занимался преподавательской и научной работой[1].

Это мнение не совсем верно, т.к. Петру Павловичу тогда довелось проявить себя в качестве политического деятеля и администратора именно на «малой родине». После октябрьского переворота он вернулся в родную Масловку. В июне 1918 г. односельчане его делегировали на антибольшевистский Челябинский уездный съезд крестьянских, рабочих и мусульманских депутатов, сам съезд прошёл под председательством Маслова. 8 июля 1918 г. П.П. Маслов был избран председателем Комитета народной власти – временного коалиционного политического органа, руководившего антибольшевистским восстанием в Челябинском уезде. В составе комитета имелись отделы: общеадминистративный, юстиции, продовольствия, земельных отношений, финансов, торговли и промышленности, труда[2]. На начальном этапе развития антибольшевистское движение поддержали и другие члены семьи Масловых: старший сын Петра Павловича — Владимир в 1918 г. вступил в Народную армию (КОМУЧа), но позже перешел в Красную Армию.

На основе Комитета народной власти решением Временного Сибирского правительства 17 июля был образован Приуральский комиссариат, а Петра Павловича назначили комиссаром. По должности власть его распространялась на Челябинский, Троицкий, Златоустовский уезды, а также на Кыштымский горный округ. Таким образом, Челябинский (Приуральский) округ стал предтечей Челябинской области, а его комиссар – предшественником ее губернаторов. Комиссар Приуралья фактически исполнял функции упраздненных Временным правительством оренбургских губернаторов: руководство местным самоуправлением, финансирование местных учреждений, руководство милицией, обеспечение законности на подведомственной территории. Однако возможности его ограничивались слабостью административного аппарата и отсутствием подчиненных комиссару воинских сил. Этот недостаток в условиях Гражданской войны было невозможно возместить личным авторитетом комиссара. Как комиссар Приуралья П. П. Маслов также считался полномочным представителем Временного Сибирского правительства и в этой роли участвовал в Челябинских политических совещаниях[3].

В фондах ОГАЧО сохранились копии приказов комиссара Приуралья П. П. Маслова за июль – август 1918 года[4]. Приказ № 1 датирован 14-м июля, тогда комиссар объявил, что приступает к управлению «Приуральским краем»[5]. Он констатировал, что «все слои населения измучены беззаконием и произволом большевиков» и обещал землякам бороться с произволом и насилием, особенно со стороны администрации. Его приказы № 3, 4, 10 касаются организации местных органов власти и суда. В самом позднем из сохранившихся приказов он объявляет о переподчинении милиции Министерству внутренних дел[6].

Особый интерес представляют приказы, касающиеся социальных вопросов. 16 июля Петр Павлович заявил о незаконности выселения «иногородних» из казачьих поселков[7]. «Иногородние» – жители казачьих станиц и поселков, не принадлежащие к казачьему сословию. А в августе 1918 года он утверждает решение Челябинской городской думы об ограничении въезда в город Челябинск новых жителей «вследствие чрезвычайного переполнения города жителями и войсками, переполненности жилищ, угрожаемости в отношении эпидемических заболеваний»[8]. Комиссар вынужден был регулировать трудовые споры, для чего профсоюзам и учреждениям следовало представить копии трудовых договоров[9].

В сентябре 1918 г. П.П. Маслов принял заметное участие в Уфимском государственном совещании – форуме антибольшевистских правительств Востока России (вошел в состав «совета старейшин», т.е. президиума совещания). В связи с опозданием делегации Временного Сибирского правительства Петр Павлович временно представлял его интересы. Итогом этого совещания стало создание Временного Всероссийского правительства («Уфимская директория»). По данным краеведа Н.С. Шибанова с сентября по ноябрь 1918 г. Маслов «возглавлял аграрный отдел в Уфимской директории»[10]. Окончательный отказ П.П. Маслова от политической деятельности произошел после военного переворота и установления диктатуры адмирала Колчака[11].

В 1930-х гг. по инициативе П.П. Маслова в Масловке был проведен розыск тайников с нелегальной литературой и перепиской с революционерами; тайники были заложены им в период нахождения в ссылке. В силу разных случайностей часть из них была утрачена. С целью их поиска в Масловку неоднократно приезжал его сын Павел[12]. В 1939 г. по заданию Центрального партийного архива Института Маркса — Энгельса — Ленина (ЦПА ИМЭЛ) в Масловку приехал заведующий Челябинским областным партийным архивом Василий Степанович Гаврилов. В первую очередь всех интересовала переписка между П.П. Масловым и В.И. Лениным. В ходе поисков был проведен опрос жителей, «тщательный осмотр стен и раскопки в доме Маслова»[13]. Найденные документы передали в ЦПА ИМЭЛ[14].

В фондах ГУ ОГАЧО совсем немного документов, отражающих деятельность Петра Павловича на малой родине. Между тем участие его в событиях начального периода Гражданской войны оказалось весьма значительным. Это противоречие можно восполнить, если привлечь документы федеральных архивов. Изучение политической и научной биографии П.П. Маслова имеет и генеалогический аспект. Несмотря на религиозные, политические, классовые противоречия, Петр Павлович, судя по всему, всегда мог рассчитывать на поддержку односельчан и многочисленных родственников. Он же всю жизнь изучал и отстаивал интересы русского крестьянства.

С. А. Кусков, кандидат исторических наук, ведущий археограф ОГАЧО

Портрет Петра Павловича Маслова с сайта

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/343/103343220_Petr_Pavlovich_Maslov_.jpg Дата обращения 07.07.2017.

 



[1] Маслов Петр Павлович // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 26. М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. 652 с. С. 430–431.

[2] Сичинский Е.П. Комитет народной власти // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. Т. 3. Челябинск: «Каменный пояс», 2008. 832 с. С. 326–327.

[3] Назыров П. Ф. Челябинский округ Временного Сибирского и Омского правительств // Челябинская область: энциклопедия. Т. 7. Челябинск: «Каменный пояс», 2008. С. 250.

[4] ОГАЧО. Ф. Р-1325. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–8.

[5] ОГАЧО. Ф. Р-1325. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

[6] ОГАЧО. Ф. Р-1325. Оп. 1. Д. 2. Л. 8.

[7] ОГАЧО. Ф. Р-1325. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

[8]  ОГАЧО. Ф. Р-1325. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.

[9] ОГАЧО. Ф. Р-1325. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.

[10] Шибанов Н.С. Маслов Петр Павлович // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. Т. 4. Челябинск: «Каменный пояс», 2008. 864 с. С. 150.

[11] Маслов А.И. Масловы // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. Т. 4. Челябинск: «Каменный пояс», 2008. 864 с. С. 152.

[12] Павел Петрович Маслов (1902 – 1978) – сын академика П.П. Маслова, советский учёный-статистик, педагог, профессор, доктор экономических наук, заведовал кафедрой статистики Московского финансового института.

[13] ОГАЧО. Ф. Р-1729. Оп. 1. Д. 11. Л. 18.

[14] ОГАЧО. Ф. Р-1729. Оп. 1. Д. 11. Л. 8–9.