Г. Н. Кибиткина, зав. выставочно-экспозиционным
сектором ГУ ОГАЧО,
Е. А. Евстигнеев, главный археограф ГУ ОГАЧО
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции "Танкпром II"
Москва, 11-12 октября 2014 г.
Подвиг Танкоградцев, в невероятно сложных условиях обеспечивавших фронт необходимой боевой техникой, не имеет аналогов ни в истории Второй мировой войны, ни в истории промышленности вообще. За считанные месяцы лета-осени 1941 года в Челябинске на базе ЧТЗ, усиленного крупнейшими эвакуированными предприятиями, был развернут невиданный в мире комбинат по производству танков и самоходных артустановок. Задачи ставились фантастические: запуск в кратчайшие сроки конвейерного производства танков и САУ, двигателей и запасных частей к ним, выпуск боеприпасов сотен наименований, разработка новых видов вооружений. Всё – «срочно», всё – «с колёс», всё – «особой важности»! Для оперативного решения сложнейших проблем запуска оборонных производств в Челябинск переводят наркоматы строительства, боеприпасов, среднего машиностроения и наркомат электростанций. И главный для создающегося центра танкостроения страны – наркомат танковой промышленности, который возглавлял Вячеслав Александрович Малышев. Именно он свяжет в единую технологическую и конструкторскую цепочки заводы-гиганты Челябинска, Омска, Свердловска, Нижнего Тагила и Перми.
Сегодня нам, родившимся после войны, и тем более нашим потомкам трудно зримо представить и совместить воедино величие подвига наших земляков и их повседневную жизнь в тылу. Увидеть и зрелищно осмыслить события тех лет помогают черно-белые кинохроники и фотографии военного времени. Но, к сожалению, кинодокументов, запечатлевших Южный Урал в годы войны, чрезвычайно мало. В ОГАЧО на хранении находится лишь два таких документа: фильм «Урал кует победу» производства «Мосфильм» и хроника Свердловской киностудии. С фотографиями дело обстоит несколько лучше. Прежде всего, это альбом 63-й танковой бригады Особого Уральского добровольческого танкового корпуса с фронтовых дорог и мест боев. Авторы фотографий – бойцы бригады политрук Николай Чиж и разведчик Александр Соколов. Есть фотографии в нескольких альбомах, присланных из частей Северо-Западного фронта в обком ВКП(б) на память о шефской помощи. Фотографии о работе южноуральского тыла в основном находятся в фотоальбомах, которые как рапорты предприятий были переданы обкому партии. Самый объемный из таких документов (вместе с футляром он весит почти 25 кг) – это «Рапорт тов. Сталину от большевиков Челябинской области» за 1943 г. Это фотоальбом, на 49 листах которого фотографии и отчеты о достигнутых за год результатах лучших промышленных предприятий области, в том числе и Кировского завода в Челябинске.
И все же названных документов для создания полноценной и достоверной картины жизни южноуральцев в тылу и на фронте, жизни городов и сел области в годы войны явно недостаточно. И это объяснимо. Фотографировать промышленные объекты в условиях военного времени было строго запрещено. А сохранившиеся кино- и фотодокументы носят, за редким исключением, постановочный характер, прошли жесткую военную и тыловую цензуру и уже поэтому отражают лишь часть правды. Челябинские архивисты не раз обращались к населению с призывом сдать на хранение в архив бытовые фотографии военного времени. В результате мы получили множество фотопортретов южноуральцев, присланных родным с фронта, также строго отцензурированных и малоинформативных, и таких же портретов тружеников тыла. Бытовой фотоистории Южного Урала в архиве по-прежнему нет.
С этой точки зрения уникальным приобретением архива стал поступивший в конце 2003 года на государственное хранение в ОГАЧО альбом фотографий Авенира Малышева, брата наркома танковой промышленности. Фотоальбом передала архивистам дочь Ж. Я. Котина Надежда. По словам Надежды Жозефовны, история самого альбома такова. Авенир Александрович Малышев – автор фотографий – находился в эвакуации в Челябинске. Они с женой жили в одной квартире с Татьяной (женой наркома Вячеслава Малышева) и их двумя дочками Лией и Майной, а также с матерью – Еленой Константиновной Малышевой. Жили они в доме № 15 по ул. Спартака (ныне пр. Ленина). В этом доме в годы войны жили семьи и других руководителей наркоматов, эвакуированных в Челябинск, главных конструкторов Котина, Духова и других «генералов танкопрома». Здесь же была гостиница для руководящего состава Главного бронетанкового управления. Малышевы жили по соседству с Котиными. Жозеф Яковлевич и его жена Наталья (Анастасия) Петровна Поклонова, работавшая военпредом на Кировском заводе, практически не бывали дома. Их сын Феликс 1935 г. р. был предоставлен самому себе. Авенир по-соседски присматривал за ним, они сдружились, и несмотря на разницу в возрасте дружба продолжалась и после войны. В начале 1950-х годов Авенир Александрович по какому-то случаю подарил созданный в Челябинске в годы эвакуации фотоальбом Феликсу. После смерти Феликса Котина альбом попал к его сестре Надежде, а она передала его в наш архив.
Альбом был в плачевном состоянии. В целях экономии места на альбомных листах снимки наклеены один на другой (в виде веера). Из-за такой веерной наклейки часть информации из фотографий безвозвратно утеряна. Около 150 фотографий, содержащихся в альбоме, были не подписаны. Предстояла сложная работа по описанию, т.е. установлению дат, событий, личностей. К этой работе были привлечены ветераны ЧТЗ, краеведы, ученые-историки. В 2005 году все фотографии были аннотированы и поступили отдельным тематическим комплексом в фотоколлекцию ОГАЧО.
Об авторе фотографий, к сожалению, известно немного. По профессии он художник, страстно увлекался фотографией. Ещё в 30-х годах вел фотокружок в школе. С детства – охотник и заядлый рыболов. Эту страсть он перенял от отца Александра Николаевича и старшего брата Вячеслава. Известно также, что во время пребывания брата-наркома в Челябинске Авенир сопровождал его повсюду. Фотоаппарат был всегда при нем. Пленкой, фотобумагой и реактивами для проявки и печати брат наркома был обеспечен. Но самое главное Авенир имел возможность, сопровождая брата, беспрепятственно фотографировать. И его снимки лишены статики и парадности, в них – реальная неприукрашенная жизнь.
Комплекс фотографий из альбома Малышева в основном относится к 1943 году, и его условно можно разделить на три тематических блока:
1) фотографии Кировского завода – цехов, кабинетов, руководителей танкопрома, Главного автобронетанкового управления, руководителей завода, инженеров-конструкторов, испытателей танков, рабочих и служащих;
2) фотографии с испытаний танков; это самая большая группа фотографий;
3) фотографии, отражающие социальный аспект жизни кировцев в Челябинске.
Первая группа фотографий – общие виды завода, мероприятия по случаю вручения заводу переходящих Красных Знамен и награждений. Несколько снимков запечатлели кабинеты директора 183-го завода Ю. Е. Максарева и главного конструктора наркомата танковой промышленности Ж. Я. Котина. Аскетичная обстановка кабинета Максарева и эстетичная – Котина помогает более полному восприятию самих личностей, людей сильных и незаурядных. В этой же группе фотографий самолет И. М. Зальцмана «Дуглас». У самолета – руководители бронетанкового управления и их сопровождающие. В истории остались и лица пилотов.
Представляют интерес одиночные и групповые портретные фотографии Котина с Н. С. Махониным, главным инженером Кировского завода; Я. Н. Федоренко, главного инженера автобронетанкового управления, благодаря которому состоялось переподчинение самоходок танковому ведомству; Павла Павловича Исакова, инженера-конструктора опытного завода № 100 (он работал тогда под руководством Котина); наркома танковой промышленности В. А. Малышева у самолета. Здесь же несколько фотографий Ивана Андриановича Лебедева, генерала бронетанкового управления; на одной из них он беседует с приемным сыном К. Е. Ворошилова подполковником Петром Ворошиловым (как известно, своих детей у К. Е. Ворошилова не было).
Кроме, так называемого, «генералитета» танкопрома мы можем увидеть военпредов, рядовых инженеров – испытателей и конструкторов, членов военизированной охраны опытного завода, простых рабочих в цехах во время работы и отдыха. Имеются две фотографии Зои Ивановны Антоновой, личного секретаря Котина. Зоя Ивановна до самой смерти конструктора танков в 1979 году была рядом с ним и по словам Надежды Жозефовны стала членом и ангелом-хранителем их семьи. На фотографиях она с братом, приехавшим с фронта в кратковременную командировку на Кировский.
Для того, чтобы охарактеризовать фотографии второго тематического блока, стоит рассказать о создании новых танков на базе тяжелого танка КВ в течение 1943 года. Разработка нового тяжелого танка для замены КВ стала первым правительственным заданием опытного завода Танкограда. Тактико-технические требования на новую машину поступили из Главного бронетанкового управления. Их подготовила группа специалистов под руководством генералов Коробкова и Афонина. В разработке проектного задания принимал участие и заместитель начальника управления генерал-майор Иван Андрианович Лебедев, о котором мы уже упоминали. Над опытным образцом нового танка трудилась большая группа конструкторов опытного завода.
Разрабатывалось одновременно несколько вариантов машины. Но все они имели своей базой танк КВ. Создавать новый танк с нуля в условиях войны было непозволительной роскошью. Фактор времени тогда был решающим. Уменьшить вес танка конструкторам не удалось, но они добились того, что новая машина превосходила КВ по вооружению и защите. Превосходила она и новые немецкие «Тигры» – танк ИС был легче немецкого на 10 тонн, имел при этом более сильную броню, огневую мощь и более высокую подвижность.
Опытные образцы танков испытывались на полигонах близ Челябинска и под Чебаркулем, в тех местах, где сейчас нередко проходят международные военные учения в рамках ШОС. Всего танкодромов было семь. На фотографиях– трассы танкодромов, рабочие моменты испытаний опытных образцов танков ИС-1 и ИС-2, самоходок САУ-122 и САУ-152, испытания серийных танков КВ-1 и КВ-85. Здесь же во время испытаний – все конструкторы, руководители, генералы, испытатели и водители танков. Многих не сразу узнаешь, поскольку привыкли их видеть в сиянии погонов и орденов. А здесь они – в телогрейках и ушанках с замасленными и озабоченными лицами, как, например, Николай Леонидович Духов, Герой Социалистического труда, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премий. Узнаваем всегда, пожалуй, лишь Котин, подтянутый, стройный, в генеральской фуражке, как будто только что вышел из кабинета Сталина. На фотографиях во время испытаний и на отдыхе на полигоне – Антонина Ивановна Киселева, единственная женщина-испытатель танков. После войны она много сделала для конструкторского бюро завода, работая председателем комиссии по рационализаторству и изобретательству.
За каждым черно-белым снимком скрыта история людей и их судьбы. Многие фамилии испытателей, водителей танков остались неизвестными. Но фотографии сохранили для потомков их лица – молодые, жизнерадостные или печальные, умудренные опытом жизни и войны. Завершают эту группу фотографий два снимка ужина после удачных испытаний. На столах в вазах для фруктов – хлеб, в графинах – известный напиток, рядом столовые приборы, возможно изготовленные на заводе (в 1943 году на Кировском заводе было начато производство необходимых бытовых товаров – ложек, мыла, валенок и т.д.).
И, наконец, третий блок фотодокументов приоткрывает завесу с социальной стороны жизни танкоградцев. Фотография конечной остановки трамвая у проходной завода, магазин ОРСа на территории опытного завода, Ж. Я. Котин с женой Н. П. Поклоновой на велосипедной прогулке, столовая на Шершневских дачах завода. Стоит отметить, что в связи с особой важностью Кировского завода для обороны страны Челябинский обком ВКП(б) на время войны передал заводу свои дачи на озере Смолино для отдыха и оздоровления работников завода. А, так называемые, «Зальцмановские дачи» были размещены на базе оздоровительных учреждений в бору на окраине Челябинска на крутом берегу реки Миасс близ поселка Шершни. На дачи часто насильно отправляли рабочих завода, падавших в обморок у станка от голода и перенапряжения. Известно, что вынужденно отдыхать и лечиться там приходилось и конструкторам танков. Некоторые, отоспавшись и вволю подкрепившись, сбегали через 2-3 дня обратно на завод. На дачи привозили и эвакуированных из Ленинграда детей. Два снимка запечатлели группу детей, с удивлением смотрящих на кур. Очевидно, городские дошколята видели их впервые.
Подсобное хозяйство при дачах обеспечивало отдыхающих и работающих на заводе своим молоком и мясом. На снимках – загон для коров, разделка теста для выпечки хлеба, работницы подсобного хозяйства, дачные домики в сосновом бору и отдельно стоящие дома подсобного хозяйства.
Уникальность представленных фотографий очевидна. Они неизвестны широкому кругу пользователей. В советское время их немыслимо было использовать в научно-исследовательских, культурных и других целях. Даже архивные документы об испытаниях танков и САУ (дневники испытаний) пролежали в спецхране архива более 65 лет и были рассекречены лишь в 2007 году. Любая информация об испытаниях танков в советское время была закрыта цензурой. Даже из заводской газеты цензура изымала информацию о ветеранах ЧТЗ, участвовавших в годы войны в создании и испытаниях танков.
Фотолетопись Авенира Малышева – самый зрелищный документ периода Великой Отечественной войны в истории Танкограда. Это фотохроника испытаний в прямом и переносном смысле этого слова. Уходят ветераны – участники войны и труженики тыла. Самим ярким и наглядным свидетельством их подвига остаются вот эти фотографии. Будем рады, если они займут достойное место в будущем музее танкопрома в экспозиции Кировского завода в Челябинске в годы войны.