Особо срочное задание

В этом немом, озвученном лишь музыкой кинофрагменте зрители могут увидеть рождение новых танков «Т-34». Кинокамера динамично проходит по сборочному цеху, панорамируя вереницу готовящихся к выпуску танков, останавливается на лицах рабочих Кировского завода: азарт, огромное желание выполнить срочное задание Родины можно прочесть в их глазах. Быстро спорится работа в руках сборщиков; мелодия, сопровождающая фильм, старается подстроиться под ритм их труда. И вот первые танки «Т-34», сошедшие с конвейера, выходят из ворот цеха на испытания. По холмам и оврагам, по пересеченной местности испытывали на прочность «тридцатьчетверки». Среди испытателей была и единственная женщина Антонина Киселева. Она как раз попала в кадр. И вот уже первая партия легких танков «Т-34» проходит вдоль заводских цехов. Путь – на фронт.

Сюжет короткий, таким же коротким был путь производства этого танка на Челябинском Кировском заводе. Мировой опыт показывал, что на освоение серийного выпуска броневой машины понадобится четыре-пять месяцев. Но война не могла ждать. 15 июля 1942 года на завод приехали нарком танковой промышленности И. М. Зальцман и секретарь Челябинского обкома партии Н. С. Патоличев. В зале заседаний собрались начальники цехов, конструкторы, технологи, партийные, комсомольские, профсоюзные работники. Перед коллективом выступил И. М. Зальцман:

- Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных. Танк «КВ» остается в производстве. Но сегодня судьбу фронта, судьбу Родины решает танк «Т-34». История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали: «Да, технически невозможно. Но Родине это нужно и кировцы должны это сделать»[1].

Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создавался новый крупный механический цех, который должен был обеспечивать и тяжелые, и средние танки деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера сборки тракторов организовался новый цех сборки средних танков – цех СБ-34. Реконструировали другие цеха. Производство танка «Т-34» меняло техническую политику завода. От мелкосерийной технологии, все еще сохранившейся на отдельных участках при изготовлении тяжелых танков, следовало перейти к новой, совершенной технологии массового производства.

Конструкторы, технологи во время проектирования приспособлений и оснастки работали с 9 утра до 10 вечера, многие неделями не уходили домой. Коллективы цехов единодушно объявляли себя мобилизованными на выполнение ответственного задания по новой машине. Сборку первого танка вели лучшие из лучших. Работой руководили старший мастер Герасимов, мастера Г. Замураев, А. Беляков, М. Ядрышников, слесаря А. Евсеев, В. Чертов, Д. Братус, Ф. Панифидин, М. Никитин и др.

22 августа 1942 года. В этот день кировцы праздновали победу – выпуск первого танка «Т-34». Технически невозможно, но кировцы сделали его практически за месяц. До конца августа завод дал 30 машин. В 1942 году их было выпущено 1055, в следующем – более трех с половиной тысяч. Однако в 1944-м производство средних танков в Челябинске было сокращено, а затем прекращено вовсе. Основным поставщиком «Т-34» до конца войны оставался нижнетагильский завод № 183. Главной же продукцией челябинцев была тяжелая техника.

Елена Рохацевич