С. А. Кусков, к.и.н., ведущий археограф ГУ ОГАЧО
Об эвакуационных госпиталях у нас на Урале исследователи пишут гораздо чаще, чем о военно-санитарных поездах. Но эти две разновидности госпитальных учреждений обеспечивали последовательные этапы санитарной эвакуации. В годы Великой Отечественной войны Челябинская область приняла не менее 478 военно-санитарных поездов. Они в 1941-1944 годах сделали более 1800 остановок в различных городах области, во время каждой из них выгружались раненые и больные воины.
Эвакогоспитали Челябинской области приняли более двухсот тысяч раненых и больных воинов. Но прежде их требовалось выгрузить, обогреть, перевезти на место. 78 тысяч бойцов не могли передвигаться самостоятельно, и их приходилось переносить на носилках. К разгрузке поездов привлекали школьников, активисток областной организации Красного Креста, солдат местного гарнизона. Ожидали прихода поезда к платформе по нескольку часов, в том числе и в мороз. Из-за особенностей работы железной дороги разгрузка часто проводилась ночью. В период поступления новых пациентов немало работы было в и госпиталях.
Выгрузка раненых на тыловой станции была конечным аккордом рейса военно-санитарного поезда. А начинался рейс на прифронтовой станции, куда вывозились раненые, предназначенные для эвакуации в тыл. В период интенсивных боёв раненые приходили к поезду поодиночке. Вот так в августе 1942 года в Челябинск был эвакуирован лейтенант Г.Н. Чухрай, в будущем известный кинорежиссёр. В поезда попадали бойцы, находившиеся без сознания. Когда они приходили в сознание – возникали казусы, зачастую уже после разгрузки в госпиталях. Среди раненых бойцов оказывались гражданские лица, военнослужащие Румынии, Италии, Германии.
Поездки могли длиться месяцами, поскольку выскочив из прифронтовой полосы, поезда плелись в 5-10 раз медленнее положенных нормативов скорости. На территории Уральского военного округа скорость военно-санитарных поездов падала до средних 20 км. в сутки. Причины столь низкой скорости две: подолгу стояли, пропуская более срочные грузы, а более срочными были почти все виды перевозок. Часто приходилось ожидать на станции, когда будут загружены медикаменты, бельё, перевязочные средства, вода, уголь. Зато надо воздать должное героизму тылового населения, в том числе Челябинской области. Время выгрузки раненых строго фиксировалось и никогда не превышало 2-х часов.
За время поездки медицинский персонал не мог оказывать полноценную хирургическую помощь, но состояние раненых постоянно отслеживалось. В случае резкого ухудшения состояния и угрозы жизни раненого, его могли выгрузить на станции, где поблизости имелся эвакогоспиталь. В Челябинской области с транзитных поездов, адресованных в госпитали Сибири, было снято 2192 раненых и больных воинов.
Командование военно-санитарных поездов поддерживало постоянную связь с Эвакуационными пунктами, по территории которых следовали. Возможности санитарной сортировки раненых в поезде были крайне ограничены. На границе Челябинской области в военно-санитарный поезд садился сотрудник эвакоотдела Эвакопункта. Он совместно с командованием поезда просматривал медицинские карты больных, предварительно определял, кого выгрузить и на какой станции. Таким образом, военно-санитарные поезда были ключевым элементом транспортного обеспечения госпитальной сети Челябинской области.
Военно-санитарные поезда также зависели от Эвакуационных пунктов. Они приписывались к какому-либо эвакуационному пункту, через который обеспечивалось финансирование. Но зачастую, военно-санитарные поезда годами не появлялись в месте приписки. А их снабжение медикаментами, постельным бельём, перевязочными средствами, водой, углём обеспечивалось Эвакуационными пунктами во время остановок на главных станциях. В зоне ЮУЖД Челябинск был единственной станцией, снабжавшей проходящие санитарные поезда всем необходимым. На станции Челябинск осуществлялась выгрузка воинов, умерших от ран на отрезке пути Уфа – Челябинск, Свердловск – Челябинск.
Лучшим военно-санитарным поездом по праву считается ВСП № 312. Коллектив образцового поезда был увековечен в повести Веры Фёдоровны Пановой «Спутники». Позднее повесть была экранизирована. А фильм «Поезд милосердия» считается киноклассикой. В 1943 году ВСП № 312 останавливался на станции Челябинск. Веры Фёдоровны не было в том рейсе. Тем не менее, работники поезда участвовали в выгрузке раненых, ходили по станции, ожидали, когда будут загружены медикаменты по их заявке.
Транзит военно-санитарных поездов по ЮУЖД – часть славной истории Челябинской области. Работники железной дороги, связи, военные медики, общественники обеспечили насколько возможно быстрый проход транзитных поездов, их снабжение, оперативную выгрузку раненых.