В Год семьи особый интерес к семейным фотографиям. Есть повод рассказать о семейных снимках семьи Николаевых – московских челябинцев. Их сделал фотохудожник Владимир Белковский, чьи снимки сейчас оцифровываются сотрудниками Объединенного государственного архива Челябинской области.
Любовь Николаева стала героиней знаменитой работы фотографа «Мать». Позже за рубежом этот снимок назвали «Уральская мадонна», так он и живет в мире фотографии уже больше полувека.
За несколько своих работ – «Уральскую мадонну», «Ожидание», а также «Жизнь бесконечна» челябинский фотомастер получил в Чехословакии «Золотую розу» – высшую тогда награду в области художественной фотографии. На снимке «Ожидание» – супруги Николаевы. А на снимке с мадонной – Любовь Николаева с дочкой Мариной.
Полвека исполнилось и другой фотографии Владимира Белковского, для которой позировали супруги Николаевы – «Два кольца». Мужчина и женщина – вечная тема. На снимке Любовь и Сергей Николаевы.
Фотография эта стала символом семейного счастья в фотоискусстве, а еще она – символ семейной жизни ее героев.
Недавно были оцифрованы пленки из архива Владимира Белковского. Из негативов в цифру перешла и пленка с одной из съемок фотографа, где оказались соседние кадры той съемки для «Ожидания».
Несколько кадров отправил в Москву Сергею Николаеву и вскоре получил от него письмо.
«Спасибо за фотографии. В свое время Владимир Васильевич дарил нам несколько фотографий того времени, но тех, что ты прислал у нас нет. Приятные воспоминания о молодости и подарок – в августе 2024 года исполнилось 55 лет нашей совместной жизни», – написал Сергей Николаев.
«Молодость – это время, когда не особенно задумываешься о будущем и принимаешь все как должное. На 76-м году жизни гораздо лучше понимаешь себя и свое место в мире, чем в двадцать три года. Проблема только в том, что в 76 уже слишком поздно и многие возможности, открывающиеся перед тобой, уже исчезли. Но, несмотря на это, есть планы и мечты, которые хотелось бы воплотить в жизнь за оставшийся неопределенный период.
Люба еще работает, была на спортивных сборах клуба, в котором она работает. Остались стремления, желания научить детей, вырастить красивых внешне и влюбленных в гимнастику девочек. Ее работа – это отдельная тема, которой она живет на протяжении всей своей сознательной жизни.
Я в этом году завершил свою трудовую деятельность окончательно. Но дома и на даче (если можно так назвать места за городом, где дела нескончаемы) всегда есть чем заняться. Скучать, сидеть на лавочке – не по мне. Чаще стал бывать за городом. Дом, баня, сотки – все это требует внимания и ухода. Хорошая возможность держать себя в физической форме».
Вспоминая о съемках, Николаевы написали:
«Это было в те недолгие приезды в Челябинск во время наших отпусков. Мы пробыли в Чехословакии до октября 1975 года, и у нас уже был сын. По окончании службы Сергея в ЧССР мы сразу переехали в Узбекистан, – сообщила Любовь Николаева. – Там начался совершенно другой период жизни, и мы уже реже приезжали в Челябинск».
Сергей Николаев в прошлом профессиональный военный. Он был одним из тех, кто оказался в Афганистане с начала боевых действий, служил в Чехословакии. Позже был переведен в Москву, где продолжил службу в Генштабе вооруженных сил.
Так что семья давно живет в Москве, там выросли дети.
Сергей написал, что снимок «Два кольца» – своеобразный талисман их семейной жизни.
Любовь Николаева, та самая мадонна с фотографии Владимира Белковского, заслуженный тренер России по художественной гимнастике.
Марина, старшая дочь Николаевых, тот самый ребенок на руках мадонны на снимке, работает в сборной России по художественной гимнастике у Ирины Александровны Виннер.
За свою спортивную карьеру Марина стала чемпионкой мира в групповых упражнениях, обладательницей кубка мира по художественной гимнастике, мастером спорта международного класса. Она – кандидат педагогических наук.
Уже в качестве тренера воспитала нескольких призеров чемпионатов России и мира.
«У нас остались хорошие воспоминания о Владимире Васильевиче Белковском, о наших съемках в Челябинске, общении и встречах у вас дома», – вспоминают Николаевы.
А снимки, где они запечатлены, продолжают жить своей жизнью, радуя зрителя мастерством фотографа и неся добро и семейные ценности, так необходимые сегодня.
Сергей Белковский