1 октября 1936 года начала работу 15-я военная школа летчиков-наблюдателей, позднее она была переименована в Челябинское военно-авиационное училище штурманов и стрелков-радистов, а большинству челябинцев данное учебное заведение запомнилось как Челябинское высшее военное авиационное краснознаменное училище штурманов (ЧВВАКУШ) [1].
Поначалу новая воинская часть размещалась в здании «Красных казарм», а в 1938 г. ее передислоцировали в пос. Шагол. В 1936 г. военную школу возглавили полковник Э.Ю. Лепин и полковой комиссар И.С. Правдин[2]. Из числа начальников военного училища наиболее известен генерал-лейтенант авиации Василий Павлович Белов. Его деятельность на посту руководителя с 1939 по май 1954 года пришлась на период Великой Отечественной войны, не меньшим испытанием для коллектива училища стала перестройка учебной работы в послевоенный период[3].
Начальствующий состав, преподаватели и курсанты военного училища нуждались в помощи местных властей, в решении хозяйственных проблем. Первые секретари Челябинского обкома партии считались хозяевами области, получали информацию о деятельности военно-учебных заведений и интересовались ходом партийно-политической и культурно-массовой работы в них.
Училище являлось источником комплектования для ведомственных архивов Министерства обороны, ведь подготовка военных летчиков всегда являлась важнейшим аспектом обеспечения обороны страны. По этой причине в фондах нашего архива документов об истории Челябинского высшего военного авиационного краснознамённого училища штурманов очень немного. В ОГАЧО поступили лишь материалы о сотрудничестве училища с местными органами власти – облисполком и обкомом КПСС.
Наиболее ранние текстовые документы и фотографии из авиационного училища сохранились в фонде «Коллекция документов по истории Челябинской областной партийной организации» и рассказывают о деятельности училища в годы Великой Отечественной войны; содержат сведения о количестве сформированных авиационных частей, усовершенствовании учебного процесса, деятельности подсобного хозяйства. Все они являются подлинниками и отпечатаны на машинке. Документы № 1 и № 3 подписаны адресантами.
Публикацию подготовил
кандидат исторических наук,
ведущий археограф ОГАЧО С.А. Кусков
№ 1. Приглашение на имя первого секретаря Челябинского обкома ВКП(б) Николая Семеновича Патоличева принять участие в празднике, посвященном восьмилетней годовщине существования Челябинского военно-авиационного училища штурманов и стрелков-радистов Авиации дальнего действия
27 сентября 1944 г.
1 октября 1944 года Челябинское военно-авиационное училище штурманов и стрелков-радистов авиации дальнего действия отмечает 8 годовщину своего существования.
Кроме того, в этот день член военного совета Авиации дальнего действия генерал-полковник авиации тов. Г.Г. Гурьянов[4] будет вручать училищу знамя Верховного Совета СССР, ордена и медали награжденным офицерам и сержантам училища.
За 8 лет своего существования училище проделало большую работу по подготовке кадров для военно-воздушного флота страны. Подготовили 6416 штурманов и 1170 стрелков-радистов.
Воспитанники училища достойно защищают на фронтах нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. Среди них Герои Советского Союза Петров[5], Кочетков, Матвеев, Кадомцев и сотни награжденных за мужество и отвагу орденами и медалями Советского Союза.
Из 7 отправленных на фронт ночных полков, укомплектованных и обученных училищем, 2 полка переименованы в гвардейские и 1 полк награжден орденом «Красное знамя».
За 8 лет училище налетало 260000 часов, из них на время Отечественной войны 195000 часов.
Только от 7 до 8 годовщины училище налетало 65405 ч[асов], из них 20499 ночью.
План выпуска штурманов и стрелков-радистов 1944 года выполняется точно в утвержденные сроки.
За 8 месяцев 1944 года в училище обучено и отправлено в соединения АДД[6] 1085 штурманов и 1221 стрелков-радистов, в то время как за этот же период в 1943 г. было подготовлено только 719 человек.
Благодаря хорошему уходу и грамотной эксплуатации материальной части за счет продления самолето-моторо ресурсов за 8 месяцев 1944 года сэкономлено 24 самолёта и 46 моторов.
С 01.09.1943 года по 01.09.1944 года сэкономлено 788304 кг авиабензина. Только за сэкономленный бензин 3[-го] квартала 1943 года и 1[-й] квартал 1944 года училище получило от государства премии 373480 рублей.
Для улучшения качества подготовки курсантов, кроме дооборудования уже существующих классов, лабораторий и тренажной аппаратуры созданы: класс планетарий, батчлер боковой наводки и строится тренажерный аэродром, на котором курсанты штурманы и стрелки-радисты будут иметь возможность отрабатывать практические навыки на приборах и агрегатах, с которыми впоследствии они столкнутся на самолётах. Это мероприятие крепко улучшит качество подготовляемых училищем курсантов.
Наряду с подготовкой курсантов училище само готовило кадры инструкторов-летчиков, штурманов-командиров кораблей, преподавателей, т.е. готовило постоянные кадры для обучения курсантов.
В 1944 г. подготовлено и последние успешно работают: 52 командира кораблей, 43 инструктора-летчика и 2 пилота кораблей, 33 бортовых техника и техников, 92 преподавателя разных дисциплин и 122 младших авиаспециалистов всех специальностей.
По физической подготовке училище всегда занимало лучшее место в округе, и в 1944 году легкоатлеты училища заняли второе место среди вузов ВВС округа, а футбольная команда заняла первое место и баскетбольная – 2 место как среди вузов ВВС, так и среди всех вузов и частей Уральского военного округа.
При повседневной помощи, оказываемой областным комитетом ВКП(б), облисполком[ом] и промышленностью города Челябинска, училище проделало большую хозяйственную работу.
Построено, строятся и отремонтировано хозяйственным способом разных зданий, бараков, хранилищ на сумму около 800000 рублей. В том числе построены: столовая для вольнонаемных рабочих и служащих, 2 барака для офицерского состава, овощехранилище на 400 тонн, засолочный цех на 200 тонн. Капитально отремонтирована фабрика-кухня для офицерского состава. Отремонтировали учебный корпус, классы и т.д.
Больших успехов добилось подсобное хозяйство училища. Если в 1943 году было засеяно разными культурами 458 га, то в 1944 году – 721 га. Причем, план посевов, данный Военным Советом УралВО, перевыполнен.
Так по зернобобовым – задание 100 га, засеяно 379 га.
[По] картофелю – [задание] 100 [га], [засеяно] 170 га.
[По] овощам – [задание] 22 [га], [засеяно] 38 га.
В хозяйстве есть 50 голов крупного рогатого скота, 15 лошадей, 200 свиней, 800 кур и 27 пчелосемейств.
В 1944 году намечаем собрать зерновых 400 тонн, картофеля 1400-1600 тонн и овощных 500 тонн.
Подсобное хозяйство является одним из лучших в округе. Важнейшую роль в воспитании кадров училища играют партийная и комсомольская организации.
Парторганизация состоит из 26 первичных и 40 низовых парторганизаций. За 8 месяцев 1944 года парторганизация выросла на 502 человека.
К 8 годовщине парторганизация насчитывает 964 члена и кандидата ВКП(б), а комсомольская организация 2840 чел[век].
Политико-моральное состояние личного состава здоровое. Курсантский и офицерский состав полон решительности и готов по приказу командования отстаивать честь, свободу и независимость нашей Родины.
Кратко донося о результатах нашей работы, прошу ВАС[7] принять участие в празднике училища, который состоится 1-го октября 1944 года и начнется в 10 часов утра.
Начальник училища генерал-лейтенант авиации В.П. Белов
Начальник политотдела зам. нач. училища по политчасти подполковник Котов
Начальник штаба училища подполковник Шушара
ОГАЧО. Ф. П-288к. Оп. 1. Д. 371. Л. 16—18. Подлинник.
№ 2. Приветствие Челябинского обкома ВКП(б) и облисполкома генерал-лейтенанту авиации В.П. Белову и начальнику политотдела полковнику Д.М. Котову в связи с награждением Челябинского военного авиационного училища штурманов и стрелков-радистов Авиации дальнего действия орденом «Красного знамени»
10 ноября 1944 г.
Областной комитет ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся поздравляет Вас, летчиков-инструкторов и преподавателей, курсантов, бойцов и вольнонаемный состав вверенного Вам училища с удостоенной высокой правительственной наградой училища – орденом «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»[8]. Советское правительство достойно оценило работу Вашего боевого коллектива училища по подготовке штурманов и стрелков-радистов для авиации дальнего действия.
Обком ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся, поздравляя Вас, желают и в дальнейшем всему коллективу училища успешной плодотворной работы в подготовке штурманов и стрелков-радистов, отважных соколов, умеющих и способных наносить сокрушительные удары с воздуха по немецким захватчикам в их логове.
Секретарь Челябинского областного комитета ВКП(б) Н. Патоличев[9]
Председатель Челябинского облсовета депутатов трудящихся А. Белобородов[10]
ОГАЧО. Ф. П-288к. Оп. 1. Д. 371. Л. 29. Отпуск.
№ 3. Доклад начальника Челябинского военного авиационного училища штурманов и стрелков-радистов генерала-лейтенанта авиации Василия Павловича Белова первому секретарю обкома ВКП(б) Н.С. Патоличеву о создании тренажера учебного полета а также о необходимости оказать училищу помощь в организации курсантских клубов
2 августа 1945 г.
Уважаемый Николай Семенович!
Считаю необходимым доложить Вам об успешном решении коллектива училища очень большой и значительно способствующей обучению курсанта задачи – создании тренажера учебного полета.
Тренажер представляет из себя комбинированный агрегат из 9 самолетов, командного пункта, радиоцентра, силовой установки и предназначен для обучения курсантов радиосвязи, радионавигации и компасной навигации.
В задачу этого тренажера (как показала первая практика его эксплуатации — ценнейшего, еще никогда не применяемого пособия в обучении курсанта) мы ставили – приблизить учебу штурманов и стрелков-радистов к условиям работы на самолете в воздухе. И прежде всего – создать условия для воспитания максимальной самостоятельности у курсанта и дать ему возможность приобрести практические навыки самолетовождения в условиях «полета» на земле. Для этого, в частности, мы придали «полету» на тренажере наибольшую приближенность к полету в воздухе вплоть до звукового эффекта и потока струи воздуха.
Полуторамесячная пробная эксплуатация тренажера, этой своеобразной эскадрильи, показала, что все вопросы компасной и радионавигации на нем решаются в полной мере. Практическая ценность тренажера достаточно высока и мало уступает реальному полету, особенно полету на ЛИ-2, поскольку эти полеты в школах производятся коллективно и с преподавателем.
Для радистов ценность этого тренажера еще выше. Радист в «полете» на тренажере получает практики несравненно больше, чем за все программные полеты на самолетах ЛИ-2 и ТБ по радиосвязи. Произведя два-три комплексных полета на тренажере, радист чувствует себя совершенно уверенно, ибо работает он один от «взлета» до «посадки», работает самостоятельно в полном объеме учебно-боевого полета.
Ценность созданного нами тренажера определяется не только рамками нашего училища; он с успехом может быть применен в любом училище, и не только готовящем штурманов и радистов, но и в школах, готовящих летчиков штурмовиков-истребителей, а также для ввода в строй молодого летного состава в строевой части и систематической тренировки летного состава строевых частей.
Вводом в строй тренажера учебного полета нами успешно решена и задача значительного удешевления подготовки выпускаемых нашим училищем летных кадров. За первый месяц работы тренажера, в условиях его пуска, мы «налетали» около 1000 часов. Эту 1000 часов в учебной значимости мог бы заменить только полет на самолетах ДБ-3. А это значит, что нами в месяц не израсходованы: 250 тонн бензина, 20 тонн масла, 16 моторов и 1 самолеторесурс. Плюс к этому на тренажере можно «летать» сколько угодно и днем, и ночью, в любую погоду, любого времени года. Сейчас, не преувеличивая, можно сказать, что наш тренажер может снять с бюджета одну учебную эскадрилью самолета ДБ-3 со всей материальной частью, с расходами горюче-смазочных материалов, моторов, самолетов и с содержанием личного состава.
Строительство это стоило нам большого труда и преодоления значительных затруднений. Мы экспериментировали, по несколько раз переделывали не только отдельные детали, но и принципиальные схемы управления и питания.
Строили в условиях Великой Отечественной войны, при полном отсутствии у нас порою самых необходимых материалов, строительство это никто не финансировал. Поэтому своими силами и средствами строили мы тренажер около года. Сколько труда в него было вложено, трудно подсчитать. Много изобретательности, рационализации, находчивости проявили строители-техники, преподаватели, курсанты.
Причем строился тренажер в самый трудный для нас год. В 1944 году мы выпустили из училища 3350 человек штурманов и стрелков-радистов. Столько же приняли для обучения вновь; за этот год мы налетали 64000 часов, из них 24000 ночью. Для себя подготовили десятки летчиков, преподавателей, техников, мотористов и все же строили и построили этот замечательный агрегат.
И сейчас законно весь личный состав училища гордится своим сооружением, и я рад доложить Вам об этом нашем успехе в борьбе за повышение качества подготовки летных кадров ВВС Красной Армии.
Уважаемый Николай Семенович!
Переход на обучение курсантов в условиях мирного времени поставил перед нами новые задачи. Сроки обучения продлены. Мы должны сейчас дать в части не только хорошего специалиста своего дела, но и законченного, в военном отношении воспитанного, культурного офицера-штурмана или сержанта-стрелка-радиста. Для решения этих задач мы получили сейчас время, которого по-существу не имели при крайне сжатых сроках обучения. Но мы сейчас серьезно опасаемся, что не сумеем использовать это время с должным эффектом. Вам известно, что училище не имеет курсантского клуба, а нам Дом Красной Армии с трудом обеспечивает постоянный офицерский состав и его семьи.
Некоторое сокращение курсантского состава позволило нам высвободить помещение для создания двух клубов. Одного – для курсантов штурманов, будущих офицеров и другого – для курсантов стрелков-радистов – будущих сержантов. Осуществление этого мероприятия дало бы нам возможность дифференцированно построить работу с этими двумя категориями наших выпускников.
Однако решение этой крайне актуальной для нас задачи нам сейчас не под силу. Весьма большого материального напряжения стоило наше строительство тренажера учебного полета.
Поэтому я решаюсь обратиться к Вам от имени всего коллектива училища с просьбой помочь нам в оборудовании курсантских клубов, в оснащении их на первых порах самым необходимым для организации и проведения политической работы и работы по воинскому воспитанию будущего офицерского и сержантского состава.
Личный состав училища, в свою очередь, и впредь оправдает заботу об училище Обкома и лично Вашу – упорной работой в подготовке летных кадров.
Начальник училища генерал-лейтенант авиации В. Белов
ОГАЧО. Ф. П-288к. Оп. 1. Д. 371. Л. 20—23. Подлинник.
[1] Дорохов В.Г., Шарманов С.Г. Челябинское высшее военное авиационное краснознаменное училище штурманов (военный институт) // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. Т. 7. Челябинск: «Каменный пояс», 2008. 832 с. С. 270.
[2] Шарманов С.Г. Штурман – профессия героическая // Южноуральцы на фронте и в тылу. Челябинск, 1993. 174 с. С. 112-127.
[3] Пантелиев Я.Х. Генерал Белов и его летное племя (статья). 23.08.1981 г. ОГАЧО. Ф. Р-1720. Оп. 1. Д. 430. Л. 1-27.
[4] Гурьянов Георгий Георгиевич (1901-1987 гг.) – генерал-полковник авиации, политический работник Советской армии, с марта 1942 заместитель командующего Авиацией дальнего действия по политической части, с декабря 1944 г. – заместитель командующего 18-й воздушной армией по политической части.
[5] Петров Александр Федорович Старший лейтенант Штурман звена 752-го авиационного полка 24-й авиационной дивизии авиации дальнего действия.
[6] АДД - Авиация дальнего действия.
[7] Так в документе.
[8] В документе выделено прописными буквами.
[9] Подпись отсутствует.
[10] Подпись отсутствует.