Здание областного архива на Свердловском проспекте было построено по типовому проекту, но обрело индивидуальность и даже уникальные черты благодаря челябинским архитекторам и художникам. Бывший сотрудник института «Челябинскгражданпроект» Алексей Рудик рассказал о внесенных в облик здания изменениях и о том, как на его стенах появилось то самое панно с летописцем.
История нового архивного хранилища — это предмет для отдельного исследования, которое наверняка когда-нибудь будет проведено. Тут есть пробелы, которые пока не удалось заполнить. Строительство началось на рубеже 1980-90-х годов, однако много лет кирпичная коробка стояла незаконченной, и долгожданный переезд состоялся только в 1998 году.
По словам Алексея Рудика, разработанный в Москве типовой проект в Челябинске доработали. По просьбе заказчика к хранилищу добавили два административных этажа — этим занималась четвертая мастерская института. Задачей же Алексея Ивановича было привязать здание к местности. Если совсем просто, то это значит придумать фундамент (исходя из особенностей грунта) и схему подведения коммуникаций без возможности существенно вмешиваться во все остальное. Для архитектора это рутинная работа, таких объектов через него проходят десятки, и чаще всего они быстро забываются. Но архив запомнился.
«Во-первых, это не рядовой для Челябинска объект. Во-вторых, место для его посадки было выбрано на Свердловском проспекте с его ярко выраженным рельефом. Если руководствоваться логикой удешевления строительства, то здание нужно было посадить главным фасадом на улицу Работниц, которая гораздо ниже, чем средняя часть проспекта в этом месте. Но в этом случае мы бы потеряли метров пять-шесть в высоте. Терять и без того не очень высокое строение, да еще и на горке, не хотелось. Мы провели совет в институте, где обсудили эти проблемы. И большинство, в общем-то, склонялось к тому, чтобы сориентировать здание на улицу Работниц. Но я убедил коллег, что нужно повернуть его лицом к проспекту», — вспоминает архитектор.
Кроме того, Алексей Рудик изменил фасад здания: добавил модные в то время «рамки» к окнам, входную группу с козырьком, а самое главное — предложил оживить стены монументальной росписью. Идею поддержал его коллега Николай Семейкин, вместе они пошли в Челябинский художественно-производственный комбинат, где живописцы Зайнула Латфулин и Сергей Черкашин изготовили эскиз, записав Рудика в соавторы, о чем последний до недавнего времени даже не подозревал.
Панно решили выполнить в редкой для нашей страны технике сграффито. Ее суть в том, что на стену наносят несколько слоев разноцветной штукатурки и, пока она не схватилась, частично выцарапывают до слоя нужного цвета, чтобы получилась рельефная картина. Обычно используют два слоя штукатурки контрастных тонов, реже три. На стены же челябинского архива было нанесено пять слоев!
«Я не знаю, где бы еще в нашем городе применяли такую технику. Это очень долговечная штука. Посмотрите, сколько с тех прошло времени, а ей все нипочем. Краска давно бы облупилась и отпала. Жаль только, что, едва мы приступили, как закончились деньги, и вместо главного и боковых фасадов успели частично оформить только одну сторону здания», — сетует Алексей Иванович.
Долгое время судьба эскизов росписи была неизвестной, но в прошлом году их нашли в одном из малоиспользуемых фондов областного архива. После реставрации они заняли почетное место в нашей коллекции. Кто знает, может, когда-нибудь они еще пригодятся.
Текст и фото: Руслан Сафин