Рубель для любимой жены

Музейный гид уже писал о Миасском городском краеведческом музее. Главный его экспонат – здание. Дом был построен золотопромышленником Егором Митрофановичем Симоновым. Но и внутри много интересных коллекций, а всего в музее 51 тысяча предметов!  

 Каждого посетителя Миасского краеведческого музея встречает медведь, вернее – его чучело. По легенде в 1905 году два охотника занимались своим промыслом в лесах недалеко от Кусинского завода. Там они заметили на муравейнике огромные следы и пока выясняли, кому они принадлежат, из кустов вышел их хозяин. Это был огромный медведь. Охотники не растерялись и убили зверя.

Они решили сделать чучело и сохранить этот редкий экземпляр. На станции Миасс была таксидермическая мастерская с магазином при ней. Она принадлежала Семену Тимофеевичу Бардину, там же работал его сын Игнатий. Он впоследствии стал известным на весь Урал чучельником. Сегодня во многих музеях Челябинской области можно встретить работы Игнатия Бардина.

В доме у Бардиных был настоящий зоологический музей, а чучела пользовались спросом у пассажиров железной дороги, местных жителей, особенно купцов и золотопромышленников. Тот самый медведь-великан попал в дом предпринимателя Егора Симонова, а после революции его вместе с особняком передали краеведческому музею. 

 

Вашгерд и грабарка

Особое место в экспозиции музея занимает «золотая тема». Путешественник и исследователь Петр Симон Паллас в 1769 году указал на признаки присутствия золота близ озера Кундравы (возле Миасса). Поисковая партия обер-берггауптмана Евграфа Мечникова 9 июля 1797 года в окрестностях Миасскогомедеплавильного завода обнаружила месторождение жильного золота, позднее в том же районе – признаки россыпного золота. В следующем году на заводской плотине были устроены две толчеи и несколько вашгердов.

Золотодобыча в окрестностях Миасса долгое время была неэффективной из-за отсутствия отработанной технологии извлечения россыпного золота из песков: в 1799 году было получено всего 5,492 килограмма золота, а на «золототолчейной» фабрике добывалось только рудное золото. В 1811 году золотодобыча в Миасском районе была вовсе прекращена. Возобновилась она в 1820-е годы с открытием богатых золотых россыпей.

Технология добычи золота представлена на масштабной диораме. Здесь простейшие инструменты старателей: кайло и лопата. С помощью бадьи породу поднимали из шурфа на поверхность, затем на телеге «грабарке» перевозили до вашгерда – простейшего прибора для промывки золотоносных песков. В экспозиции можно увидеть специальные ковши, и даже деревянный насос.

Быт старателей показан в реконструированной избе: тут печь, стол и нехитрая мебель, посуда, различная утварь, немало места занимает ткацкий станок. Именно в избе можно увидеть удивительный рубель (это деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, использовался для стирки и глажения белья). Он выполнен Иваном Дорофеевым, представителем большой семьи мастеровых Миасского завода, занимавшихся кузнечным, мельничным, столярным делом. Иван Дорофеев был первоклассным  резчиком по дереву. Рубель искусно украшен резьбой, а по торцу проходит надпись: «Дарю в знак памяти и любви от супруга Вашего Маремьяне Матвеевне Дорофеевой 1869 года ноября 11». 

 

Царский самородок

В экспозиции музея есть две интересных чугунных плиты, на одной из них богатый барельеф с изображением доспехов, признаков царской власти, знамен и хоругвей. На другой текст: «Государь Император Александр I соизволил добыть своими державными руками золотосодержащих песков 22 пуда 1824 года сентября 23 дня». Эти плиты венчали памятник императору Александру I, установленном в Миасском заводе в честь визита государя. После революции памятник снесли, а плиты растащили местные жители. Одна из плит была обнаружена в доме старожила поселка Ленинск – это знаменитый Царево-Александровский прииск. Именно здесь побывал император.

Александр I стал первым из российских самодержцев, посетивших Урал. 23 сентября 1824 года он осмотрел золотоносные рудники в окрестностях Миасса, «соизволил в веселом расположении сам копать золотоносный песок» и добыл самородок, в котором «оказалось чистого золота 8 фунтов 17 золотников» (около 3,3 килограмма). По свидетельству врача из свиты императора Д. К. Тарасова, «после эту самородку золота химически очистили, она получила блестящий вид и постоянно находилась у императора в Зимнем дворце. Он всегда клал ее на бумаги на рабочем столе вместо пресс-папье». 

Дорога к храму

Так в Миасском музее называется часть экспозиции, которая позволяет представить повседневную жизнь жителей завода. К началу XX века Миасс по внешнему облику стал превращаться в город: в центре вокруг Петропавловской церкви велась активная торговля. На этой музейной улице (сегодня – Пролетарская, а до революции – Церковная) располагаются фотоателье,  магазин часов с богатой коллекцией настенных и карманных часов; скобяная лавка со множеством самоваров и различной посуды, весов, навесных замков и даже форм для выпекания пряников и вафель, а рядом – посудная лавка с кузнецовским фарфором.

В швейной мастерской экспонируется коллекция женских платьев и отдельных предметов гардероба вековой давности. Среди них – свадебное платье жены Людвига Эдуардовича Якобсон – Марии, а рядом их фотография 1899 года, на которой супруга изображена в этом самом платье.

Людвиг Якобсон был владельцем аптеки в Миасском заводе (она соседствует в экспозиции со швейной мастерской). Судя по документам церковной летописи, Первая вольная аптека открылась в 1880 году. Она разместилась в специально построенном здании со складом и небольшим домом управляющего во дворе. В 1917 году Людвиг Якобсон значится владельцем и провизором аптеки, а его дочь – фармацевтом. В 1921 году аптеку национализировали. 

  

Ассортиментный кабинет

В 1916 году в Миасс из Риги эвакуировали напилочный завод. Сюда переправили оборудование, купленное у английской фирмы «Томас Фирт и сыновья», а также 130 человек рабочих.

После революции продукция завода экспортировалась более чем в 40 стран мира. В 1981 году был изготовлен миллиардный напильник! В конце 1980-х годов предприятие переименовали в инструментальный завод, из-за уменьшения спроса на продукцию начали выпускать различные предметы быта, школьные принадлежности. В 2003 году завод закрылся.

Теперь его история представлена в экспозиции музея: продукция, документы, фотографии, альбомы и книги почета. В музей также попала уникальная витрина с ассортиментом напильников. Она прибыла на Урал из Риги в годы Первой мировой войны. Витрина богато украшена резьбой, ее венчают драконы с напильниками в руках. 

Николай Антипин,

кандидат исторических наук,

заместитель директора ОГАЧО