Белые крылья зимы

На протяжении 1200 лет человечество пользовалось гусиным пером для письма. Многие документы, хранящиеся в Объединенном государственном архиве Челябинской области, писаны гусиным пером. Процесс подготовки такого инструмента для письма – долгий и трудоемкий. В ОГАЧО по проекту «Архив - школе» разработаны специальные интерактивные уроки для детей, рассказывающие о древних летописцах и их письменных принадлежностях – уникальной бумаге ручной работы и гусиных перьях. В канун нового года архиву подарили гусиные перья, которые будут использованы во время интерактивных уроков. А сами архивисты тоже побывали на уроке, где «добываются» гусиные перья, – в селе Нугуманово Кунашакского района.

Как только зима расправит свои белые крылья, укутывая пушистой периной все вокруг, как только мороз скует льдом реки и озера, наступает время гусей. Об этом знают люди, об этом знают и птицы, будто кто-то свыше заложил это в их генетический код. Может, так и было, потому что испокон веков повелось в башкирском народе, что с приходом зимы начинается заготовка гусей. Гусь к этому времени входит в вес и в силу и готов принести себя на заклание, ведь гусь – один из тотемов народа, священная птица.

Мы отправляемся в село Нугуманово Кунашакского района, чтобы своими глазами увидеть народный праздник гусиного пера или гусиной помощи – «Каз омэсе». Это древний башкирский обряд. Гусей на подворьях сельчан всегда много. Поэтому во время их заготовки на помощь хозяйке приходят родственники, соседи, друзья. Если у кого-то с самого утра украшены ворота подворья, значит, здесь нынче будет праздник.

У башкир, как и у всех других народов, существовали строгие правила по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны зверей и птиц, а наоборот, заручиться их поддержкой и расположением.  Поэтому к каждому делу люди приступали с молитвой. Сейчас она возносится Аллаху, а в древние  времена  башкиры полагали, что все в природе имеет своих духов, богов: у зимы – бог, у лета – бог, у дождя – бог, у деревьев – бог, у коня – бог, у гуся – тоже свой бог. И гусиный бог во время ловли птицы разрешает участвовать в этом деле только мужчинам, иногда пожилым женщинам и вдовам. А право резать гусей предоставляется исключительно старшим мужчинам в семье. Перед этим обязательно повязывают вокруг пояса полотенце. Зачем? И на это есть ответ.

Гульжигам Газизова, знаток башкирских традиций, рассказывает: «В народе говорят: распоясался, значит, потерял веру, стал нечистым. Потому и завязывали кушак, чтобы к такому священному действу мог приступить человек с чистыми помыслами. К тому же полотенце – это подарок за дело. А тот, кто пролил  кровь, в священный месяц муххарам, в день ашура, обязательно потом должен поститься».

Резать гусей полагалось в месте, где никто не ходит, обычно на углу дома во дворе. После этого наступает время женщин: надо гусей ощипать. И здесь существуют свои правила, табу.  Сначала необходимо завязать гусю шею, дабы не осквернять его женскими пересудами, которые неизбежны во время этого занятия. Действительно, женщины болтают обо всем. Но Зайтуна Гадельшина – одна из старейшин в деревне Нугуманово, направляет разговор в нужное русло. Бабушка Зайтуна считает, что совсем не обязательно говорить о своей жизни, можно просто в назидание молодым девушкам  поведать о том, как надо вести себя при создании семьи с мужем, с родственниками, и рассказывает притчу о неряшливой, сварливой, жадной  невестке. Девушки слушают – на ус мотают  и учатся жить.

Пух и перья летят, будто белый снег. Благодаря своему мастерству в ощипывании гусей девушки могут решить свою судьбу: приблизить или отдалить день свадьбы, ведь  зима – пора сватовства и будущих свадеб. Значит, надо запастись приданным. А подушки, одеяла из гусиного пуха – самые мягкие и теплые.

Ощипанные гуси вновь попадают в руки мужчин. Мясо должно быть освященным. Очищение огнем – один из сложных ритуалов приготовления пищи, тем самым отпугивались злые духи. Огонь по древним народным представлениям являлся источником  очищения.

Наступает самый важный и ответственный момент обрядового праздника. Все участники гусиной помощи направляются к водоему на омовение гусей. Впереди – старшие женщины, как самые опытные, показывают дорогу будущим невестам к воде. Чистая вода была источником жизни башкир-кочевников, а водоем – одним из почитаемых священных мест рода. На пути к водоему женщины обычно поют старинную песню, в которой есть такие слова: «Жить бы так, как река течет, чтобы берега были зеленые, чтобы вокруг росли красивые цветы. Сидеть бы на берегу реки и нашептывать ей свои душевные тайны, чтобы вода приняла их».

Бережное отношение башкирского народа к воде было связано с ее магическими очистительными силами. Почти все ритуалы башкир пронизаны мотивом поклонения культу воды. Вот и здесь происходит обряд очищения гусей водой. А кроме того, обряд имеет и практический смысл. Тушки гусей, покрытые корочкой льда, у хорошей хозяйки могут храниться всю зиму.

Праздник продолжается дома. Во время танцев и песен, хоть они и ритуальные, молодые люди стараются присмотреться друг к другу и выбрать пару. Парни уже засматриваются на понравившихся девушек, а те кокетничают, мол, надо еще заслужить право называться женихом.

Гуси без пары не живут. У всего живого в природе есть пара. Невесту и жениха лучше выбирать на своей родине. Об этом поют песню на празднике старшие женщины: «У гуся крылья белые из твердого пера. А у мужчины крылья – это его конь. Но если долго странствовать по чужим землям, то и родина станет чужой, и жена будет из чужих краев. А гуси летают недалеко, потому и создают семьи там, где родились, где родной дом. Где бы ни находился башкир, он всегда помнит о своей родине, думает о возвращении домой. Оторвавшиеся от земли по ветру летят. У кого есть земля, у того есть пища, у кого есть пища, у того есть сила». Вот о чем поется в песне, рассказывает Гульжиган Газизова.

Гусиные перья помогли девушкам и парням приподняться над землей в своих мечтаниях о любви, о будущей счастливой жизни, и сейчас они перекликаются друг с другом, как гуси. Парни поют: «Девушки, как цветы: красные, белые. Какой бы цветок выбрать?». Девушки отвечают: «Мы не против, если вы выберете кого-то  из нас». Им вновь вторят юноши: «Руки девушек – как крылья, походка – как у гусынь. Еще миг – и улетят вить свое гнездышко вместе с любимым».

Бабушка Зайтуна Гадельшина довольна: наступает время зимних свадеб.

Елена Рохацевич

Фото Юрия Трофимова